О музее / К 100-летию со времени основания музея / Век back

27 марта. Рабочий институт практических знаний

281 / 367

Плакат «Знания и труд новый быт нам дадут». Художник Л.М. Емельянов. РСФСР. 1924 год (источник изображения: https://artchive.ru/artists/)

В Томске до революции было три высших учебных заведения1: университет, технологический институт и женский вуз – Сибирские высшие женские курсы. В марте 1920 года появился ещё один институт – единственный на тот момент в Сибири Рабочий институт практических знаний.

Идея народного вуза для Сибири была не нова. Можно вспомнить давнюю мечту сибирского просветителя П.И. Макушина о создании в Томске народного университета. Для этого было даже построено особое здание. И лишь военные и социальные катаклизмы 1914–1919 годов помешали довести дело до конца. В Омске в 1918 году был открыт рабочий институт, но когда советская власть в городе пала, он прекратил свою работу.

Создание такового же в Томске в 1920 году не прошло без затруднений. В частности, остро стояла проблема подобрать в условиях «квартирного кризиса» подходящее помещение. Первоначально институт предполагалось разместить в бывшем доме Макушина на углу Благовещенского переулка и Дворянской улицы.2 Но накануне открытия было объявлено, что оно произойдёт в здании бывшего ломбарда. Для института выделили также помещения в стоявшем по соседству доме бывшей Мариинской женской гимназии.3 К началу занятий набралось 500 слушателей – немало!

14 марта в сопровождении звуков «Интернационала» и множества приветственных речей от представителей разного рода организаций состоялась тожественное открытие «рассадника рабочего просвещения».

«Вы по окончании института практических знаний должны явиться новыми вполне подготовленными командирами той трудовой армии, которая приступила к устройству социалистического государства. Вы должны явиться организаторами производства. Рабочий класс может и должен показать пример социалистического переустройства своей страны. Приветствуя вас, товарищи, верю, что вы вместе с рабочим классом уже в качестве его руководителей будете продолжать ту борьбу, которую ведёт со своими врагами рабочий класс России и всего мира» (из речи заведующего томским отделом народного образования К.М. Молотова на церемонии открытия рабочего института).

 

Чему же обучали в этом особенном учебном заведении? Его задачей было «неотложное формирование» штата образованных работников, руководителей, организаторов, техников-специалистов из народа для всех областей экономики.

Часть запланированных в институте отделений имела аналоги в уже существовавших томских вузах, но в основном – нет. Первоначально предполагалось открыть сельскохозяйственное и общеобразовательное отделения, а впоследствии ещё механическое, электротехническое, строительное, лесное, местных промыслов, коммунального и местного хозяйства. При институте учреждался кабинет внешкольного образования и краткосрочные курсы по подготовке секретарей профсоюзов.

Открытие всего института «разом» организовать не удалось. Начать работу решено, очевидно, с самого востребованного отделения для рабочих-студентов – общеобразовательного. Оно должно было состоять из трёх секций – социально-исторической, историко-литературной и естественно-математической. Причём подготовка специалистов для идеологической работы, для борьбы за умы сограждан оказалась в приоритете: прежде всех (15 марта) начались занятия на социально-исторической секции. В её задачи входила «помимо сообщения товарищам рабочим необходимых исторических и политико-экономических знаний» подготовка лекторов-внешкольников для культурно-просветительской деятельности в рабочих клубах, на вечерних курсах и в деревне.4

При приёме в институт имели значение не уровень подготовки, а степень приверженности к революционным преобразованиям. Так, указывалось, что в случае большого наплыва на какое-либо из отделений преимущество должны были получать члены РКП(б) и профсоюзов. Учёба в рабочем институте со слушателями, не имевшими среднего образования, также имела специфику. Для закончивших 4 класса высшего начального училища курс обучения должен продолжаться 1 год. Для тех, кто умел лишь бегло читать и писать по-русски, знал четыре правила арифметики – 2 года. Вот вам и вузовское образование!

Преподавались в основном социально-экономические курсы: политическая экономия, «генетическая социология», теория научного социализма, социальные течения XIX и XX веков, марксизм как мировоззрение, история коммунистической партии, рабочего класса, крестьянства, революционного движения в России, политическая история XIX века, социальная психология, статистика, экономическая география.

Особое значение придавалось практическим занятиям – в них видели «сущность рабочего научного движения». Предполагалось, что слушатели института, которым предстояло стать «лекторами-внешкольниками», будут практиковаться в организуемом при институте социально-историческом музее – составлять карты, диаграммы, доклады, проводить лекции «по отдельным вопросам, входящим в задачи секции».

Для работы в институте приглашались наиболее видные в Томске преподаватели, профессора, партийные и общественные работники. Но, становясь кузницей кадров и созидателей нового общественного порядка, рабочий институт был не мыслим без активной общественной деятельности, получавшей развитие «снизу» по инициативе самих учащихся.

________________________________________________________________________________________________________________

[1] Из четырёх, имевшихся в стране за Уралом в 1910–1917 годах.

[2] Ныне – пер. Батенькова и ул. Гагарина.

[3] В здании бывшего ломбарда располагаются ныне Научный архив Томского областного краеведческого музея и Центр документации новейшей истории Томской области (ул. Карла Маркса, № 26), в бывшей Мариинской женской гимназии – школа № 3 (ул. Карла Маркса, № 21).

[4] Знамя революции. 1920. 11 марта.