О музее / К 100-летию со времени основания музея / Век back

26 марта. Реэвакуация

282 / 367

Гравировка на столовом приборе. Российская империя, Златоустовский оружейный завод. 1910-е годы (из фондов ТОКМ)

Реэвакуация уральских заводов стала сложной, многоступенчатой операцией, которая разворачивалась на просторах Сибири зимой и весной 1920 года. Руководила этим действием Урало-Сибирская комиссия ВСНХ, ведавшая, кроме прочего, делами промышленности Урала и Сибири.

Заводчане оказались в Сибири в результате военного противостояния, развернувшегося на Урале в 1918–1919 годах. Группы уральских эвакуированных, беженцев двигавшиеся несколькими партиями, к концу 1919 – началу 1920 года осели в разных местах – в Томске, Красноярске, Ачинске, Канске, Иркутске – растянувшись вдоль Транссиба, оставшись там, где их застигло стремительное наступление Красной Армии. 1

В Томске, как известно, находилась часть рабочих, служащих ижевского и златоустовского оружейных заводов и воткинского железоделательного, освоившего производство транспортных средств – пароходов, паровозов, а также рельсов, железнодорожных мостов.2 В Томске уральские оружейники жили в специально отстроенных бараках,3 воткинцев поселили в общежитие в центральной части города (Миллионная, № 1).

О том, что уральцам пришлось перенести в Сибири, может дать представление отчёт санитарно-эпидемиологического контролёра, осмотревшего общежитие воткинского завода. Вот описание быта эвакуированных. Помещение беженцев оказалось грязным, сырым и холодным. В семи комнатах ютилось к концу марта до 185 человек. Все переболели тифом и из-за недоедания и грязи были сильно истощены и слабы. Двор сплошь залит помоями, завален мусором и экскрементами. В дверях около входа в общежитие был обнаружен труп два дня тому назад умершего Александра Таскина. Умерший лежал на досках, сложенных на экскременты, и сверху из окон на покойника выливали помои…. Вот такая мартовская томская зарисовка 1920 года….

С приходом Красной Армии, ещё до какого-либо решения центральных властей, уральцы начали составлять планы возвращения домой – от полуголодной жизни в чужом городе, охваченном тифозной эпидемией, от бытовых неустройств – на родину, где, как известно, и стены помогают. Но вырваться из невольного плена удалось не сразу из-за разрухи на железной дороге: не хватало топлива, паровозов, вагонов…

Мастеровые люди взяли дело реэвакуации в свои умелые руки, помогая при этом не только себе, но и сибирякам. Были составлены бригады по ремонту подвижного состава – златоустовцы работали в Томске, рабочие ижевского и воткинского заводов в Тайге. Их напряжённый труд впечатлил даже газетного репортёра, на многое уже насмотревшегося. Вот заметка о реэвакуации уральцев, опубликованная в «Знамени революции» 21 марта.

«Реэвакуация златоустовских заводов закончена. Трудно подвести итоги той громадной работы, которая была выполнена златоустовскими рабочими в течение 35–30 дней. Работая за всё время реэвакуации по 16 часов в невероятно трудных условиях, развив максимум интенсивности труда, не считаясь ни с вопросом питания, ни с вопросом жилищным – за этот короткий промежуток времени – 35 дней – они отремонтировали 15 паровозов, три из них передали Томской ж.д., исправлено 295 вагонов и произведено погрузки материалов и имущества около 190.000 пудов. А всего в Златоуст ушло 9 эшелонов. Реэвакуировано рабочих 1000 ч., счётных служащих 450, техников и инженеров 219, учёных лесоводов 24, медицинского персонала 25».

Первый эшелон прибыл в Златоуст 7 марта. На 25–28 марта был намечен отъезд из Томска 4-го и 5-го эшелонов  воткинского, ижевского и других уральских заводов.4 А 1 апреля ушёл из Томска «последний сборный северный эшелон». Всего было отправлено на Северный, Южный и Средний Урал 15 эшелонов.5

Теперь настала очередь возвращения из Томска домой уральских учащихся и педагогов…

________________________________________________________________________________________________________________

[1] Упоминаются «усть-катавские», «белорецкие», воткинский, ижевский и «златоустовские заводы» (видимо, несколько предприятий Златоустовского горного округа).

[2] Рабочие и служащие ижевского и воткинского заводов имели, как представляется, две волны исхода с родины – вместе с отступавшими участниками Ижевско-Воткинского антибольшевистского восстания, потерпевшего поражение в ноябре 1918 года, и летом 1919 года, когда после временного успеха Белой армии, весной занявшей заводской район, ей вновь пришлось отступать с Урала. Часть восставших заводчан влились в ряды колчаковских войск, продолжая сражаться с Красной Армией в Сибири, на Дальнем Востоке до 1922 года, и впоследствии ушла в эмиграцию. Персонал Златоустовского оружейного завода вместе с частью оборудования был эвакуирован с Урала при отступлении белых летом 1919 года.

[3] Барак рабочих ижевского завода находился в конце Никитинской улицы.

[4] Уральские исследователи, работавшие в местных архивах, приводят такие сведения. Оборудование златоустовского завода было вывезено колчаковцами в Томск в 200 вагонах. Эвакуации в июле 1919 года подверглись 16% рабочих и 40% служащих завода, всего 1703 человека. В марте 1920 года в 183 вагонах было возвращено оборудование и реэвакуированы 1582 человека (93%): все рабочие и 72% инженерно-технических работников и служащих. «Близкой к этому была картина и на остальных заводах Златоустовского горнозаводского округа (Саткинского, Кусинского, Миасского, и др.) с тем отличием, что на этих предприятиях вывезены были только готовые изделия и часть материалов; процент эвакуированных рабочих колебался от одного до трёх, а инженерно-технических работников и служащих –  от 15 до 23%. Всего же в эвакуации оказались 13% рабочих и 30% служащих Златоустовского горнозаводского округа. Цит. по: Фельдман М.А. Восстановление промышленности на Урале в период осени 1919–1920 гг. Мифы и реальность (URL: toposural.ru/index.php/istoriya/dutuv).

[5] Ещё несколько цифр для любителей статистики. Томская газета по итогам реэвакуации уральских заводов привела такие данные. Вся работа производилась собственными средствами уральских заводов за 45 дней. За это время отремонтирован 21 паровоз, исправлено и оборудовано 528 вагонов, отправлено грузов около 350 тысяч пудов. Реэвакуировано на Урал: инженеров и техников – 533, бухгалтеров – 29, счётных служащих – 838, учёных лесоводов и техников  – 70, медицинского персонала –  65, квалифицированных рабочих –  2658 («Знамя революции. 1920. 3 апр.).