«Всякая истинно демократическая власть
в области просвещения в стране, где царит
безграмотность и невежество, должна поставить
своей целью борьбу против этого мрака …»Луначарский А.В.
Зима 1920 года стала одной из самых тяжких в истории Томска. Тиф, холод в домах, для многих людей систематическое недоедание, недостаток порой самых обыденных вещей, той же обуви…
Но потрясающе, как, невзирая на мрак и холод, упорно прорастали и крепли явления мирной, обновлённой жизни – открывались одним за другим клубы, проводились на эмоциональном подъёме субботники, профсоюзные собрания, митинги-концерты, создавались творческие объединения, театральные и певческие кружки. А сколько было открыто курсов, устраивалось лекций! – Начинался великий поход за знанием против «тьмы невежества». Одна из примет этого начинания – постепенное открытие в Томске школ грамотности для взрослых, а также курсов по подготовке преподавателей этих школ.
По Декрету Совнаркома 1919 года «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», все граждане страны Советов от 8 до 50 лет, не умеющие читать или писать, обязаны были учиться: ведь почти 60 % населения России были неграмотны. Но прежде чем приступить к делу, следовало подготовить кадры. В законе было обозначено, что Наркомату Просвещения и его местным органам «предоставляется право привлекать к обучению неграмотных в порядке трудовой повинности всё грамотное население страны, не призванное в войска, с оплатою их труда по нормам работников просвещения».
В Томске в начале 1920 года оказалось сконцентрировано немало учителей – не только местных педагогов, коренных для «Сибирских Афин», но и приезжих, эвакуированных в конце 1919 года вместе с отступающими колчаковскими войсками (так, например, в Томске оказались преподаватели пермских гимназии и университета). Но далеко не все из них умели работать с неграмотными, да и количество педработников было далеко не достаточным для решения грандиозной задачи – достижения сплошной грамотности.
Так что открытие в Томске специальных курсов по подготовке учителей для будущих школ грамотности для взрослых было необходимо и вполне возможно.
Курсы открылись 10 января в здании женской гимназии на улице Духовской. Уже первое занятие привлекло большое количество курсантов. Сразу обозначился фундаментальный, основательный подход к обучению будущих учителей – первая лекция была посвящена социальной психологии. Её читал доктор В.В. Корелин, который работал на кафедре нервных и душевных болезней медицинского факультета Томского университета и занимался практической лечебной деятельностью. В деле просвещения лектор был не новичок – ещё до революции он не раз выступал перед аудиториями по теме экспериментальной психологии и педагогики.