…Несмотря на трагический период времени, полный всяческих неурядиц (государственных, общественных, экономических, семейного и личного характера) – потребность в увеселениях и зрелищах не только не уменьшилась, а, напротив, увеличивалась.
Никакие внешние события не могли заставить томичей отказаться от посещения театров и прочих развлекательных заведений и мероприятий.
В Томске, на месте сегодняшнего Театра юного зрителя, устроен был кинотеатр.
Как тогда говорили, театр – синематограф, или электротеатр.
Электротеатр «Новый»
По отзывам современников, «Новый» был самым вместительным и комфортным: в зрительном зале могли поместиться до 900 человек.
С первых дней революции в здании электротеатра стали проводиться митинги и собрания, тем более, что владелец и сам принимал деятельное участие в революционных событиях ..
Но наряду с политическим акциями, конечно, в электротеатре по-прежнему устраивались киносеансы, демонстрировались американские и русские ленты..
А электротеатров в такой сложный период было множество…
Подобного рода развлечения позволяли не думать о фронте, борьбе, голоде, очередях…Вот таким образом томичи старались отвлечься от суровой действительности…
Хотя не только отвлечься. Но и реализовать свои давно таившиеся идеи.
В лихом 1917 году, кроме появления Консерватории, организации Сибирской народной художественной Галереи, появился еще и Театр!
Из воспоминаний Н. Александриди ( виолончелист, музыкант) , 1958 года:
«Но основным и наиболее значительным мероприятием явилась организация в Томске постоянного театра. В помещении бывшего Общественного Собрания (теперешний Дом Офицеров) был открыт Гарнизонный Клуб, ...при котором был организован симфонический оркестр, опера и драма…»
… «Учитывая то тяжелое положение, в котором тогда находилась наша Родина, можно себе представить, что и в нашей работе много было трудностей, огорчений и недоразумений, но, в основном в глаза бросался тот контакт и взаимопонимание, установившееся между публикой и артистами.
Естественно, что многое, особенно в музыке (симфония, опера) очень трудно воспринималась совершенно неподготовленным к этому в прошлом слушателям, но глубокое уважение, которое этот слушатель чувствовал к не всегда «понятному» искусству…»
Из воспоминаний Н. Александриди
Немногим позже, в здании уже упомянутого электротеатра «Новый» был открыт еще один уникальнейший, подобного которому в Томске не было со времен уничтожения Королевского театра в 1905 году. На сцене «Нового» театра играла труппа И.Г. Калабухова.
Иван Григорьевич Калабухов (1887-1969) – режиссер театра и кино. В 1918- 1921 годах работал в Томске, был организатором и художественным руководителем театральной студии. В середине 50-х годов – режиссер Народного театра Томского Дома ученых.
А 17 сентября 1917 года произошло еще одно событие – открытие музыкального театра «Интимный». (Сегодня это театр «Интим», который располагается в том же здании, что и в 1917 году «Интимный»…)
Музыкальный театр ставил не только легкие оперетты, миниатюры...
... но и достаточно серьезные спектакли. Хотя, на первых порах репертуар «Интимного» казался зрителям очень уж легковесным.
В «Сибирской жизни» появилось «письмо в редакцию».
Зритель негодовал:
«Сколько нужно было смелости, чтобы, преподнести публике в день открытия театра такую порнографическую кафе-шантанную вещь «Как «Весенние чары»»… Неужели такое прекрасное здание обречено быть рассадником порнографии и глупейших фарсов?»...
Другие посетители театра, видимо, имели другое мнение.. Они переполняли зрительный зал на каждом спектакле…
Так бурлил Томск в бурлящем 1917-ом…
Но, впереди ждал еще один переворот, изменивший окончательно на десятилетия уклад жизни соотечественников….
Более подробно с материалами и документами вы можете ознакомиться в научном архиве музея.
Подготовила
заведующая научным архивом музея
Тимофеева Ольга Юрьевна
5 октября 2017 года