В начале ХХ века Россия обратила более пристальный взор на Монголию, вступив в борьбу за влияние на нее не только с Китаем, но и с Японией. Петербург постепенно начал проявлять не только политический, но и экономический интерес к этой стране, что не могло не способствовать росту русской колонии в Монголии. Правда, взаимоотношения русских с монголами очень часто зависели от маньчжурских чиновников, китайских купцов или от тех и других вместе взятых. Сами монголы были либо тесно связаны с Цинским Китаем, либо явно или тайно тянулись к России.
…По обыкновению, работая в архиве с документами, остановила свое внимание на архивном деле, которое так и называется «Документы о Монголии, собранные в 1906 году поручиком 1-го Заамурского Конного полка».
Это записи впечатлений о пребывании русского офицера по делам службы в Монгольском княжестве — ЧЖАСТУ. Описано его знакомство с князем Удаем, его родственниками и приближенными. Подробно описан весь путь в ставку князя (дороги, ландшафт, жизнь местного населения). Любопытны наблюдения офицера об отношении знати и простолюдинов к религии и духовенству, о положении женщины в княжестве (в быту, особенно), об органах управления княжеством, о структуре налогообложения населения, о полигамии, о народных празднествах (игрищах), охоте, о праздниках в монастырях, о поездке князя Удая в Пекин.
«...В августе месяце 1906 года я был вызван из г. Бодунэ в гор. Харбин в Штаб Округа, где мне было вручено предписание: сформировать на ст. Фуляэрди разъезд… Цель командировки вверенного мне поста в Монголию… заключалась в нижеследующих пунктах:
...О всем, что выходит из обычных рамок окружающей Вас жизни Монголии, о всех мероприятиях китайцев и о всем…»
Вот, например, жители Монголии делились на харачинов (это те же монголы, но выходцы из разных хошунов: с юга, откуда их постепенно вытеснила колонизация китайцев):
«...Разница между ними и аборигенами большая: коренные монголы ленивы, лукавы, забиты, даже трусливы... и дики. Неряшливость и попрошайство — исключительная привилегия и дворянина и плебея. Харачины честны по-своему, то есть коммерчески, и не отказываются от правила «не надуешь — не продашь...»
Удивительно многое. И многое в корне отличается от нашего мировосприятия и просто быта.
«...Женщина в семье гражданина Чжасту (хошуна*) безлична — это вьючный скот, на котором тяжелым игом лежит все заботы как по хозяйству, так и по уходу за скотом. Монгол муж — барин: он или занимается сплетнями с приехавшими гостями, или сам едет в гости, или на охоту.
Монголки, как дикарки, страшно непосредственны. …Монголка сплошь и рядом на глазах мужчин совершенно хладнокровно обнажит свое тело или часть его, но сделает только тогда, если это вызывается требованиями здоровья, чистоты, или просто для удобства при исполнении необходимой работы. Таковое обнажение тела считается вполне скромным, а потому позволительным. …Взгляд на отправление естественных надобностей организма у монгол тоже очень просто. И ни мужчины, ни женщины, не стыдяться проделывать это даже на народе. …И окружающее общество никогда не бывает за это в претензии...»
* хошун — автономный уезд
О полигамии:
«Обычай сей, хотя и освящен преданиями глубокой старины и догматами религии, но среди монгол практикуется только в случаях крайней необходимости и составляет привилегию высших классов. Женятся вторично лишь тогда, если первая жена бесплодна, неизлечимо больна и женой быть не может. На третьей жене по закону, если живы две первые, нельзя жениться. Если же они умерли, то вновь можно жениться на двух...»
Такой увидел страну и обычаи людей поручик 1-го Заамурского конного полка. Такой предстала Монголия перед русским человеком.
Более подробно можно ознакомиться с документами в научном архиве музея.
Подготовила заведующая научным архивом музея
10 декабря 2018 года