Архив / История в документах

Первый летний день!

61 / 130

«Душа его доступна и хорошему, и дурному»…

..Эта фраза, конечно, о детях. И, исходя из данного утверждения, думаю, каждый взрослый человек - родитель или воспитатель - должен быть морально готов к тому, чтобы  сделать так, чтобы подрастающее поколение впитало в себя доброе, умное, правильное, прекрасное.

«Здоровое, бодрое, способное к труду молодое поколение – вот, что написано на знамени современной педагогики».. 

Из статьи в газете.
30 марта 1914 года

Детство является совершенно особым периодом в жизни каждого человека. Именно в это время он учится понимать, каким образом устроен окружающий мир. Ранние годы являются неотъемлемой частью образа жизни любого народа или культуры.  Тот, кто когда-то был ребенком, обязан заботиться о жизни и благополучии других малышей. Взрослые должны помнить о том, что каждый ребенок имеет право на свободу, безопасность, здоровье, защиту от разного рода насилия.  Каждый малыш должен быть счастливым, иметь возможность развлекаться и учиться. Только так в будущем он станет поистине достойным гражданином своей страны. Одна из самых важных задач каждого взрослого – это сохранить жизнь ребенка, а также его моральное и физическое здоровье.

 «Я хочу, чтобы мои дети радовались своему детству от всего сердца и считали бы эту радость своим человеческим правом».. – писал профессор Гурлит

Двадцатый  век действительно стал веком ребенка. «Дети – это фундамент будущего надежного здания»!

История возникновения праздника берет начало с 1949 года, когда в Париже
на женском конгрессе подняли вопрос о защите всех обездоленных деток
(после II Мировой войны), и уже в следующем 1950 году в день 1 июня
впервые был проведен праздник, посвященный этому вопросу.
Многие страны подхватили эту традицию, и с тех пор
Международный день защиты детей отмечают
в странах Европы, Азии, и не только.

Но задолго до этого мирового  события, у нас в Томске очень активно проводилась работа Томского педагогического общества  по дошкольному и школьному воспитанию.

«Хоть и далеко мы от центров, где жизнь бьет ключом, но и до нас докатилась волна, и у нас есть недовольство и искание. …  Выяснение  вопросов воспитания и обучения в семье и школе, естественно, стало очередной задачей и томского педагогического общества.» ( из статьи в газете. 30 марта 1914 года)

Одним из инструментов воспитания  преподавателями Томского педагогического общества явилось создание грандиозной выставки в Томске « Детский труд и отдых».

Газеты писали:

«В воскресенье, 30 марта, в час дня, в зале манежа общества содействия физическому развитию была открыта первая в Сибири выставка «Детский труд  и отдых»…»

Организационный выставочный комитет и его сотрудники
Отдел выставки «Детское чтение»

«..Целыми группами переходят дети из комнаты в комнату, широко открытыми восторженными глазами осматривают собранные в залах сокровища….,то обмениваются впечатлениями, то неподвижно застывают около игрушек, рисунков, лепных работ – работ, сделанных вот такими же детьми….»

Модели работ на бумаге. Папки и корзиноплетение.
Г.А. Прейсман
Начальная городская школа
Вторая женская гимназия
Отдел
«Детское чтение»

Кроме того, томское педагогическое общество явилось организатором комиссии по дошкольному воспитанию, которая выступила в городской Думе  с проектом создания народного детского сада на 50 мест. «Не только накормить и обогреть, но и воспитать» - по такому принципу работали создатели дошкольного учреждения.

 Позже, после начала Первой мировой войны, в Томске стали появляться и частные дошкольные учреждения – для детей отставных военных.

Об условиях содержания воспитанников.
(по материалам
И. Рященко, газета «Красное Знамя», 2007 год)

Еще позже, после революционных событий 1917 года, учреждения дошкольного  воспитания – казенные, общественные, частные – должны были быть в ведении «народного комиссариата просвещения». Но ситуация с содержанием детей изменилась.

По материалам
И. Рященко, газета «Красное Знамя», 2007 год

Позднее, в 30 -е годы, по свидетельствам сотрудников детских садов, ситуация оставалась сложной, но воспитательный процесс не останавливался. Несмотря ни на какие финансовые и другие трудности.

Из воспоминаний заведующей детским садом № 46 г. Томска - Черновой Т.П.

Чернова Т.П. – в центре

    

В годы Великой Отечественной войны – жизнь в детских садах шла своим чередом. Сотрудники, не взирая на сложности непростого времени заботились о детях, боролись на местах с проявлением невнимательности и халтурного отношения к работе…

 

  

 …Из приказов

И напоследок, хочу напомнить  о счастливом детстве в советской стране -

 

  

Обертки шоколада, выпущенного в Советском союзе

И пожелать - мирного неба над головой, радостного и сытого детства всем детям на Земле!

 

Более подробно  можно ознакомиться с документами  в архиве музея.

Подготовила
заведующая научным архивом музея

Тимофеева Ольга Юрьевна

30  мая 2018 года