Третий день был полностью занят секционными заседаниями. Наша секция VII (Культурно-исторические процессы в средневековье) работала в кинозале санатория «Россия» – огромном помещении с красными креслами (см. фото). Утреннее заседание прошло под знаком исследований специалистами дальневосточной археологии. С большим интересом аудитория заслушала доклады сотрудников Дальневосточного отделения РАН Е.И. Гельман, Е.В. Асташенковой, Я.Е. Пискаревой о фортификационных сооружениях бохайских городищ, о городской культуре Бохая, о градостроительстве мохэсских племен Приморья.
Н.А. Клюев доложил об итогах работ на городище Кокшаровка 1 и погребальном комплексе Кокшаровка 8 в Приморье, С.П. Нестеров (СО РАН) рассказал о динамике населения юго-восточной части Западного Приамурья на материалах памятника Озеро Долгое за период от неолита до средневековья.
Вторая половина заседания отражала основные итоги исследований разнотипных археологических памятников и комплексов от Прикамья до Хакасии и от Салехарда (Ямало-Ненецкий округ) до лесостепного Алтая.
И.Ю. Чикунова сделала доклад об этнокультурной ситуации в южно-таёжном Притоболье в раннем железном веке и средневековье. Доклад Н.П. Матвеевой (Тюмень) был посвящен вариантам обрядности «захоронения с конем» в Среднем Притоболье.
Об итогах реконструкции храмового городского центра второй половины VIII – начала XIII вв., раскопанного Л.Р. и И.Л. Кызласовыми на р. Абакан, рассказал И.Л. Кызласов (Москва, ИА АН РАН).
А.В. Плеханов, старший научный сотрудник Научного центра изучения Арктики (г. Салехард), поделился выводами о процессе заселения тундры в эпоху Средневековья (V–XII вв. н.э.) от реки Юрибей до Карского моря. Некоторые уникальные находки на полуострове Ямал заинтересовали его коллег из других регионов. Так, кости животных будут исследованы коллегами-зооархеологами, а остатки железноделательного производства – специалистами Томского госуниверситета.
Интерес вызвал доклад о ритуальных комплексах городища Усть-Войкарского (Ямало-Ненецкий округ). Он был сделан Ольгой и Андреем Новиковыми на основе археологических материалов с привлечением этнографических параллелей.
О новых раскопках Родановского городища, опорного памятника эпохи средневековья в Пермском Предуралье, рассказал А.Сарапулов.
Прозвучали и два доклада по селькупской проблематике. Ю.И. Ожередов выступил с докладом о ритуальном дереве в погребальной практике палеоселькупов. Реконструкция культурно-исторической ситуации в Нарымском Приобье в эпоху средневековья была предложена А. Бобровой. Основной акцент был сделан ею на время формирования селькупского этноса.
В конце I – нач. II тыс. культура, генетически связанная с селькупами, сформировалась на основе рёлкинской и представляла собой «осколки» предшествующих культур, отражённых в археологическом материале в виде компонентов: автохтонном, тюркском, угорском, кетском, эвенкийском. Автохтонные традиции наиболее отчетливо прослежены по погребальному обряду населения, заселявшего левобережье Оби (Обь-Чаинское междуречье) и ее правобережье на участках нижнего течения рек Чулыма и Кети. Они проявляются в способе формирования насыпей курганов путем присыпок, в наличии многоактных и многоярусных захоронений под общей насыпью (тискинские курганы, например, включали от 15 до 140 погребений).
Наиболее яркой чертой обряда было обязательное сопровождение покойного лепной глиняной посудой. На фото демонстрируется посуда XVI в. Пачангского курганного могильника из раскопок А.П. Дульзона (фонды ТОКМ, колл. № 1498). Сосуды имеют горшковидную и ладьевидную форму. Короткую шейку и сплошную орнаментацию стенок. Среди декора отмечается элемент «уточка», хорошо известный в Нарымском Приобье со времен кулайской культуры.