О музее / К 100-летию со времени основания музея / Век back / Медицина. Здравоохранение. Болезни

29 июня. Школа на Басандайке

19 / 30

Летняя колония Общества содействия физическому развитию. За чаем. Окрестности Томска, Басандайская колония. Конец XIX – начало XX века (из фондов ТОКМ)

 

Летом 1920 года был сделан первый шаг к преобразованию в советскую лесную школу детской оздоровительной колонии на Басандайке, созданной в 1898 году томским Обществом содействия физическому развитию.

Вообще лесные школы как учреждения, созданные для оздоровления ослабленных, больных детей и их обучения, появились в стране в государственном масштабе с наступлением эры социализма, ведь забота о подрастающем поколении, особенно о детях трудового народа, была одним из приоритетных направлений советского государства. По «Основному закону о лесах» 1918 года местным органам власти предоставлялось право ходатайствовать перед вышестоящими органами «об открытии лесных школ на счёт государства».1 Лесные школы предполагалось создавать на загородной территории, в чистой лесистой местности, но неподалёку от населённых пунктов, с которыми имелась надёжная связь. В первую очередь они предназначались для приёма детей анемичных, больных чахоткой или тех, у кого в семье были туберкулёзные больные.

Первая советская опытно-показательная санаторно-лесная школа 1 мая 1918 года открылась в Москве, в Сокольниках. Направлялись в неё дети с закрытой формой туберкулёза, предрасположенные к нему и ослабленные. Для укрепления иммунитета проводились водные процедуры, солнечные ванны, физические упражнения и усиленное питание. Главным оздоровительным фактором считался свежий воздух. Обычно, ослабленных детей отправляли в лесные школы на 3 летних месяца, но для лечения – на полгода, в том числе и зимой. В последнем случае они учились по программе единой трудовой школы. На территории школьной «санатории» организовали подсобное хозяйство, сад, огород. В соответствии с состоянием здоровья дети принимали посильное участие в их содержании и обработке под руководством работников-инструкторов.

Советские лесные школы появились не на пустом месте – и в России, и за рубежом уже существовал подобный опыт, вызванный, прежде всего, потребностью борьбы с туберкулёзом, ставшим бичом для Европы, особенно для бедняков, к началу XX века. С целью борьбы и предупреждения распространения этого заболевания в 1904 году в Германии открылась первая лесная школа. По её опыту в 1913 году в Москве попечительством о бедных в Лефортово тоже была устроена лесная школа (правда, в 1917 году из-за недостатка средств её закрыли).

Но и в Томске тоже существовало подобное заведение! Да-да, это уже названная загородная колония Общества содействия физическому развитию, призванная служить оздоровлению, а также физическому, нравственному и умственному развитию детей из малообеспеченных семей. Было и своё хозяйство (огород, пасека и др.), которое не только обеспечивало свежими продуктами воспитанников, но и служило местом их необременительной работы в порядке трудотерапии. Было и обучение – колонисты занимались чтением, письмом, ручным трудом. Между прочим, в расписании жизни колонии из пяти детских групп, поочерёдно завозившихся в колонию, одна предназначалась для ребят, находившихся в близком контакте с чахоточными. Эти дети, для которых предусматривался особый режим оздоровления, облегчённого труда и отдыха, жили в «санатории» не только летом, но и зимой, и не только оздоровлялись, но и учились. Чем не лесная школа?! А практиковавшееся соединение умственных занятий воспитанников с ручным трудом роднило Басандайскую колонию с советской трудовой школой. Осталось подчинить её общим требованиям нового государства, касающимся школьного образования, детского оздоровления вообще и лесных школ в частности.

Занятия арифметикой в зимней колонии Обществе содействия физическому развитию. Томск. [1914–1917 годы] (из фондов ТОКМ)

______________________________________________________________________________________________________________

[1] Декреты Советской власти. Том II. 17 марта – 10 июля 1918 г. М., 1959. С. 313.