1920 год, как и текущий 2020-й, – високосный, так что февраль месяц был на один день длиннее, чем в обычные годы. В этот добавочный день, 29 февраля, 100 лет назад в Томске была объявлена «Неделя транспорта». Подобно уже прошедшей «Неделе фронта», акция призвана была решить важные и срочные хозяйственные задачи, которые невозможно выполнить в, так сказать, ординарном порядке. Транспортная разруха была тем очередным и очень грозным «внутренним врагом», победить которого предстояло молодому советскому государству.
Вопрос налаживания транспорта, прежде всего, железнодорожного, действительно, был острейшей проблемой текущего момента. Транспортная система испытывала перегрузки ещё в ходе Первой мировой войны, когда нехватка и сверхэксплуатация подвижного состава не позволяла своевременно доставлять маршевое пополнение на фронт, продовольствие в крупные городские центры, а это, в свою очередь, создавало цепную реакцию кризисных ситуаций как на фронте, так и в тыловых районах.
Гражданская война чрезвычайно обострила проблему. Военные действия в Сибири, начиная ещё с восстания чехословацкого легиона, рассредоточенного в эшелонах по Транссибу, вполне можно именовать «железнодорожной войной». Понятно, что состояние железной дороги со всей инфраструктурой, а также всего речного транспорта, пароходов и барж, к концу войны стало просто плачевным. Председатель реввоенсовета Л.Д. Троцкий, находившийся в эти дни с инспекцией на Урале, озвучил цифры: вместо 17 тысяч паровозов довоенного парка на ходу менее 4-х тысяч, от довоенного числа вагонов осталось менее половины. Сформировался настоящий замкнутый круг, когда без транспорта нельзя было перемещать товары, прежде всего, продовольствие и топливо, а без топлива не мог работать транспорт. Не менее угрожающим являлось состояние речного транспорта: масса бесхозных судов была брошена по берегам рек на волю весеннего половодья.
Организационно «Неделя транспорта» очень напоминала предыдущую «Неделю фронта». Создан комитет, который размещался в здании № 2 по улице Магистратской. Каждое утро добровольных участников акции призывали прийти по этому адресу и получить наряд на какие-либо конкретные работы. Предлагалось приносить с собой рабочие инструменты – топор, мотыгу, пешню, пилу, лопату и т.п.
Совет томских профсоюзов вышел с предложением всем членам профсоюзов увеличить свой рабочий день в течение этой «недели» с 8 до 10 часов, тем самым выработав в пользу «Недели транспорта» дополнительный рабочий день. Все профсоюзы поддержали это предложение. Кроме работы на своих рабочих местах в выходные все работники готовы были заниматься непосредственным физическим трудом по расчистке путей.
В первый же выходной день в работах приняло участие более 2000 добровольцев. Большое число рабочих было занято на приведении в порядок стоянки судов у устья Ушайки и стоявшего здесь брошенного каравана судов. Чтобы суда не были разнесены будущим ледоходом, вокруг них начали сооружать защитную дамбу. Маленькие суда грузчики перетаскивали на сушу для ремонта, сопровождая это действо пением «Дубинушки». В районе Черемошников в Томи в лёд вмерзла баржа с грузом кирпича. Кирпич решено было выгрузить, но баржу изо льда извлечь уже было невозможно. На станциях Томск-I и Томск-II очищали пути ото льда и снега, приводили в порядок вагоны. Специалисты-механики были заняты своим делом – ремонтировали паровозы и пароходы.
В газете «Знамя революции» каждый день печатали сводки с трудового фронта: в первый день «Недели» было выпущено из текущего ремонта 4 паровоза, три товарных вагона и 71 ходовая часть, оборудовано 24 конских вагона, 27 людских и 10 теплушек. Ещё около 100 вагонов были очищены от конского навоза и другого мусора. От снега освобождено 1540 квадратных саженей станционных путей. Также в этот день мастерские телеграфа провели ремонт 8-ми аппаратов Морзе и другого специального оборудования и инструментов (в частности, вил для поднятия проводов). Продолжительность рабочего дня в последующую трудовую неделю была увеличена на 2 часа. Работы на дамбе, в депо и на железнодорожных станциях Томска были продолжены, количество участников, правда, стало меньше – в некоторые дни 600 человек, иногда около 300; немалое число из них составляли красноармейцы. Уже на второй день из отремонтированных вагонов было сформировано 4 поезда, в том числе один санитарный, и принято 5 поездов.
Последний день «Недели транспорта», 7 марта, был объявлен «Днём железа». В этот день всех, у кого был на примете железный лом, призывали сдавать его на сборные пункты. Также по городу ходили особые сборщики. Железо требовалось, прежде всего, для ремонтных работ. По приблизительному подсчёту, в этот день было собрано около 4000 пудов металлического лома.
В ходе «Недели транспорта» формировался также фонд из денежных средств. Так, в пользу «Недели» артисты цирка и театров «Новый», «Интимный» давали представления, а цирковые клоуны «Чижик» и «Леон» внесли свой персональный вклад в размере 500 рублей.
Не успела закончиться напряжённая «Неделя транспорта», как была анонсирована очередная акция – «Неделя чистоты» – для приведения к началу весны в порядок города, находившегося в жутком антисанитарном состоянии…
Революционная песня «Дубинушка». Музыка народная, текст В.А. Богданова и А.А. Ольхина. 1860-е годы. Исполнение: хор им. Александрова (источник: https://yosounds.ru/)