Барометр-анероид. Конец XIX – начало XX века (из фонов ТОКМ)
В конце сентября – начале октября 1920 года томские вузы – университет и технологический институт – начали заполняться молодёжью. Помните? – Мы уже рассказывали о том, как изменились правила поступления в высшие учебные заведения: всеобщее право на получение высшего образования, на первых порах отмена экзаменов и т.д. Правда, количество студентов ограничивали кирпичные стены зданий: «в виду переполнения всех факультетов университета и института» с 10 октября приём студентов был «прекращён окончательно».
А вместо экзаменов абитуриентов ждало собеседование….
Приведём несколько вопросов, задававшихся на собеседовании, и ответы на них. Каждый сможет почувствовать себя в роли поступающего (или педагога – по вашему желанию), исправить ошибки и сделать выводы об уровне подготовки вчерашних гимназистов, получавших образование в годы гражданской смуты…1 Судите сами, насколько изменилась подготовка абитуриентов за столетие.
…
– Что называется температурой?
– Степень нагретости тепла или холода.
– Какой прибор измеряет давление атмосферы?
– Термометр.
– А не барометр.
– Нет.
– Какие три шкалы термометров вы знаете?
– Не помню.
– Почему носят меховую одежду?
– Потому что мех греет.
– Мех? Сам по себе?
– Да.
– Каким проводником тепла он является?
– Хорошим.
– Что такое воздух?
– Прозрачное вещество.
– Но какое? Твёрдое, жидкое или газообразное?
– Один газ или смесь?
– Смесь.
– Механическая или химическая?
– Химическая.
– Что такое гипотеза?
– Истина, не требующая доказательств.
– Что такое диффузия?
– Испарение.
– На чём основано устройство воздушного насоса?
– На торричеллиевой пустоте.
– Что такое кипение?
– Степень нагретости.
– Где вода применяется как двигатель?
– Не знаю.
– А вы интересовались физикой?
– Нет.
– Что такое радио?
– А это сводка.
… На вопрос, что такое конституция? – следовал ответ:
– Власть монарха, ограниченная парламентом.
– Хорошо. Ну, а сейчас в России есть конституция?
– Нет.
Задававшийся десятки раз вопрос, что такое пресса? – ответа так и не получил. Следовавший тут же рядом вопрос: ну, а печать? – встречал ответы:
– Печать бывает в учреждениях…
– А ещё?
– Ещё в церкви…
– Как?
– А вот когда священник говорит: печать дара духа святаго»…
– Другого значения слова не знаете?
– Нет… не знаю.
Объяснить значение слов интернационал, пролетарий, социализм, коммуна, социалистическая революция, демократия – преуспели очень немногие.
Любимыми писателями у большинства оказывался Пушкин, характеризовавшийся порой как писатель современный, но когда заходила речь о том, что является у него главным произведением, отражающим его эпоху, – на сцену выплывала «Капитанская дочка».
Бедный Писемский так и не узнает в гробу, что в его известности прибавляется ещё венец арабского писателя, ибо ведь, не кто иной, как он, написал «Тысячу и одну ночь»…2
____________________________________________________________________________________________________________
[1] Многие современные преподаватели ведут записи ляпов, которые делали школьники, студенты в своих ответах или сочинениях. Вот и автор заметки в томскую газету «Знамя революции» привёл несколько таковых. При этом удручённый педагог делал вывод о бездуховности и невежестве большинства современной ему молодёжи. Он же поделился своими подозрениями, что многие молодые люди пошли в вуз не за «чистым знанием», как они отвечали на собеседовании, а за всего лишь, по убеждению автора заметки, руководствуясь низменным мотивом материальных выгод, на которые можно было надеяться людям с дипломом.
[2] Знамя революции. 1920. 17 сентября.