О музее / К 100-летию со времени основания музея / Век back

7 октября. Собеседование

87 / 367

Барометр-анероид. Конец XIX – начало XX века (из фонов ТОКМ)

 

В конце сентября – начале октября 1920 года томские вузы – университет и технологический институт – начали заполняться молодёжью. Помните? – Мы уже рассказывали о том, как изменились правила поступления в высшие учебные заведения: всеобщее право на получение высшего образования, на первых порах отмена экзаменов и т.д. Правда, количество студентов ограничивали кирпичные стены зданий: «в виду переполнения всех факультетов университета и института» с 10 октября приём студентов был «прекращён окончательно».

А вместо экзаменов абитуриентов ждало собеседование….

Приведём несколько вопросов, задававшихся на собеседовании, и ответы на них. Каждый сможет почувствовать себя в роли поступающего (или педагога – по вашему желанию), исправить ошибки и сделать выводы об уровне подготовки вчерашних гимназистов, получавших образование в годы гражданской смуты…1 Судите сами, насколько изменилась подготовка абитуриентов за столетие.

– Что называется температурой?

– Степень нагретости тепла или холода.

 

– Какой прибор измеряет давление атмосферы?

– Термометр.

– А не барометр.

– Нет.

 

– Какие три шкалы термометров вы знаете?

– Не помню.

 

– Почему носят меховую одежду?

– Потому что мех греет.

– Мех? Сам по себе?

– Да.

– Каким проводником тепла он является?

– Хорошим.

 

– Что такое воздух?

– Прозрачное вещество.

– Но какое? Твёрдое, жидкое или газообразное?

– Один газ или смесь?

– Смесь.

– Механическая или химическая?

– Химическая.

 

– Что такое гипотеза?

– Истина, не требующая доказательств.

 

– Что такое диффузия?

– Испарение.

 

– На чём основано устройство воздушного насоса?

– На торричеллиевой пустоте.

 

– Что такое кипение?

– Степень нагретости.

 

– Где вода применяется как двигатель?

– Не знаю.

– А вы интересовались физикой?

– Нет.

 

– Что такое радио?

– А это сводка.

 

… На вопрос, что такое конституция? – следовал ответ:

– Власть монарха, ограниченная парламентом.

– Хорошо. Ну, а сейчас в России есть конституция?

– Нет.

 

Задававшийся десятки раз вопрос, что такое пресса? – ответа так и не получил. Следовавший тут же рядом вопрос: ну, а печать? – встречал ответы:

– Печать бывает в учреждениях…

– А ещё?

– Ещё в церкви…

– Как?

– А вот когда священник говорит: печать дара духа святаго»…

– Другого значения слова не знаете?

– Нет… не знаю.

 

Объяснить значение слов интернационал, пролетарий, социализм, коммуна, социалистическая революция, демократия – преуспели очень немногие.

Любимыми писателями у большинства оказывался Пушкин, характеризовавшийся порой как писатель современный, но когда заходила речь о том, что является у него главным произведением, отражающим его эпоху, – на сцену выплывала «Капитанская дочка».

Бедный Писемский так и не узнает в гробу, что в его известности прибавляется ещё венец арабского писателя, ибо ведь, не кто иной, как он, написал «Тысячу и одну ночь»…2

 

____________________________________________________________________________________________________________

[1] Многие современные преподаватели ведут записи ляпов, которые делали школьники, студенты в своих ответах или сочинениях. Вот и автор заметки в томскую газету «Знамя революции» привёл несколько таковых. При этом удручённый педагог делал вывод о бездуховности и невежестве большинства современной ему молодёжи. Он же поделился своими подозрениями, что многие молодые люди пошли в вуз не за «чистым знанием», как они отвечали на собеседовании, а за всего лишь, по убеждению автора заметки, руководствуясь низменным мотивом материальных выгод, на которые можно было надеяться людям с дипломом.

[2] Знамя революции. 1920. 17 сентября.