О музее / К 100-летию со времени основания музея / Век back

8 октября. Музыкальная Атлантида

18 / 299

Фрагмент телевизионного фильма «17 мгновений весны». Режиссёр Татьяна Лиознова. Киностудия им. М. Горького. 1973 год. Штирлиц (Вячеслав Тихонов) отмечает 23 февраля (источник)

 

Знакомая всей стране песня. И она имеет прямое отношение к герою нашего очерка П.Н. Триодину (1887–1950). Пётр Николаевич Триодин – «наша русская музыкальная Атлантида», – убеждены смоляне. В этом определении усматривается и уважение к щедрому таланту Триодина и сожаление о том, что имя этого композитора ныне можно отнести к категории забытых. Между тем, перу врача-музыканта (да-да, он был ещё и врачом! и даже в первую очередь таковым!) принадлежит первая опера, написанная и поставленная в Советской России. Балалаечники неплохо знакомы с сочинёнными им вариациями. А кто не певал вслед за Штирлицем-Тихоновым или Чапаевым-Бабочкиным «Ах, ты, степь широкая». – А ведь именно Триодин вывел в свет эту песню, обработав народный напев и включив в свою некогда нашумевшую оперу «Князь Серебряный» – ту самую, которая стала первой советской.

Вообще личность Петра Николаевича Триодина чрезвычайна интересна. Интеллигентный сколок «Серебряного века» русской культуры и он же – самоотверженный труженик и советский рулевой 1920-х годов, один из когорты пассионариев, налаживавших жизнь в стране на заре пролетарского государства.

Уроженец Петербурга, сын священника и пианистки, выпускник медицинского факультета Юрьевского университета, в 1912 году, получив диплом врача, он отправился …в ссылку в Вологодскую губернию за участие в политической демонстрации против расстрела рабочих на ленских приисках (ленские события тогда всколыхнули всю страну).

Затем были лечение раненых солдат в госпиталях во время Первой мировой, первые научные публикации, встреча с будущей женой – сестрой милосердия, переезд в Смоленск в 1919 году. И везде с нашим героем, с самого юного возраста, была музыка: уроки фортепьянной игры у матери, штудирование классики, первые собственные музыкальные опусы, сбор народных песен на Русском Севере…

Петра Триодина, теперь уже врача Санитарного управления Красной Армии, 1920 год застал в Смоленске, там, где базировался штаб Западного фронта.

В то время в городе шла организация медицинского факультета недавно созданного смоленского университета1. Одним из тех, кто стоял у истоков его создания, был доктор Триодин. Он же – в числе организаторов Анатомического института того же факультета и первых его преподавателей. Но не только университет пестовался Петром Николаевичем. Его энергии и запаса вдохновения хватало и на участие вместе с городскими музыкантами в создании Смоленского оперного театра и симфонического оркестра (в котором он, между прочим, играл на фаготе) и на сочинительство. А время-то, как мы знаем, было суровое, голодное… В 1920 году в Смоленске была исполнена Увертюра № 2 врача-композитора, а через два года – «Князь Серебряный», созданный по роману А.К. Толстого. Любопытно, что либретто музыкального спектакля написал тоже врач – С.П. Чернов. Не случайно восторженная публика назвала первую советскую оперу «медицинской», удостоившейся к тому же эпиграммы от знаменитого бытописателя В.А. Гиляровского:

«Как, скажите мне про это,

К нам «Серебряный» попал?

Акушер – писал либретто,

Доктор – музыку писал»

В. А. Гиляровский. Около 1923 года

В 1923 году опера с успехом прошла уже в Москве…

В 1920-е–1930-е годы в жизни Петра Николаевича были плодотворными и бурными, так что событиям было тесно. Он возглавлял санитарное бюро крупнейшей стройки страны Днепростроя, руководил санитарной службой на строительстве Волго-Донского канала, выезжал на борьбу с эпидемиями в Белоруссию, на Дальний Восток, в Казахстан. И в то же время занимался сбором и обработкой народных песен, сочинял музыку для пьес, кинофильмов, организовывал хоры и оркестры …

Когда грянула Великая Отечественная война, Пётр Триодин, больной туберкулёзом, пошёл на фронт добровольцем(!), служил врачом-эпидемиологом. В феврале 1942-го тяжелораненого и контуженого Петра Николаевича перевели на тыловую работу в Москву. Громадной трагедией стала потеря близких. – В первые дни войны убили сына; погибли в Ленинграде брат, сёстры, племянники… Долгое молчание. К творчеству композитор вернулся только после войны…

Пожалуй, можно сказать, что судьба Петра Николаевича Триодина стала воплощением мечты отцов коммунистической идеи о том, что в обществе справедливости развитие человека получит всесторонний характер, а люди успешно будут сочетать свою профессиональную деятельность с самозабвенным творчеством. И, как мы видим, жизнь отдельных людей говорит о реалистичности иных утопий…  

Триодин Пётр Николаевич – врач Санитарного управления Западного фронта. 1919 год (источник изображения

 

Композитор Пётр Триодин. Дубинка-драчун. Дирижёр Владимир Шкуровский, Русский народный оркестр Государственного музыкального колледжа им.Гнесиных. 2010-е годы (источник)

Врач П.Н Триодин (сидит в центре) в группе военных Западного фронта. Около 1916 года (источник изображения

 

П. Н. Триодин на занятии в Анатомическом институте Смоленского государственного университета имени Октябрьской революции. 1920–1923 годы (источник изображения)

 

___________________________________________________________________________________

[1] Одним из организаторов создания в Смоленске университета и первым его ректором стал бывший профессор Томского университета Михаил Андреевич Рейснер. О судьбе его дочери см. пост нашего проекта: 6 июля. Комиссарша.