О музее / К 100-летию со времени основания музея / Век back

21 марта. Долой экзамены!

287 / 367

Диплом выпускника Томского технологического института З.В. Михеева. 1911 год (из фондов ТОКМ).

В Томске долгожданная реформа высшего образования началась с создания руководящего органа – коллегии по управлению вузами. В неё вошли представители томского «парткома»,1 наробраза и «коммунистического студенчества».

В итоге революционного творчества и на основе ряда декретов Советской власти в марте 1920 года было распубликовано пять обязательных постановлений «ко всеобщему сведению и немедленному и неуклонному исполнению», которыми закреплялись переустройства вузовской жизни.

Вводимые в жизнь преобразования были, поистине, революционными и заключались, вкратце, в следующем.

Объявлялось, что поступить в вуз мог любой человек, начиная с 16 лет, вне зависимости от пола, БЕЗ ЭКЗАМЕНОВ(!), БЕЗ АТТЕСТАТОВ(!) и каких-либо других документов об образовании.

Будь то гражданин советской республики или иностранец – все могли учиться БЕСПЛАТНО. Никто не имел права взимать плату за образование.

Дипломы и свидетельства, дающие какие-либо права и преимущества, упразднялись!

Государственные экзамены, полукурсовые испытания (т.е. экзамены в зимнюю и летнюю сессии) отменялись, как и разного рода испытательные комиссии, а также «контрольные экзамены», введённые на некоторых факультетах технологического института.

ДАЁШЬ СТУДЕНЧЕСКУЮ ВОЛЬНИЦУ!

ДОЛОЙ ОТМЕТКИ И ЭКЗАМЕНЫ!

Правда, если внимательно вчитаться в мартовскую серию постановлений коллегии по управлению томскими высшими учебными заведениями, то можно обнаружить некоторые противоречия. Так, после звучных деклараций об отменах и упразднениях важных атрибутов «старой» высшей школы вновь упоминаются и экзамены, и дипломы. То ли постановления составлялись в спешке и были слабо проработаны, то ли после ярких деклараций коллегии пришлось в ряде вопросов пойти на попятный.

Затронули преобразования также положение вузовских преподавателей. Объявлялось об ОТМЕНЕ ВСЕХ УЧЁНЫХ СТЕПЕНЕЙ и связанных с ними правами и преимуществами. Теперь право на занятие профессорской кафедры предоставлялось только по результатам всероссийского конкурса «лицам, известным своими учёными трудами или иными работами по своей специальности, либо своей научно-педагогической деятельностью».

Претерпела изменения и градация преподавательского состава – она была упрощена. Остались звания профессора (для «лиц, самостоятельно ведущих занятия»), действительного члена академии и преподавателя.

Всероссийский конкурс на замещение ряда кафедр был объявлен без отлагательств в долгий ящик – до 15 апреля. Он затрагивал тех, кто работал в одном вузе более 10 лет, и тех, кто имел общий стаж работы в высшем учебном заведении более 15 лет. Как будто реформаторы лелеяли надежду сменить, наконец, «старых» томских профессоров, скептически настроенных к вузовской реформе и Советской власти, на приезжих её сторонников.

Таково было начало вузовской реформы в университетском Томске. Прошло совсем немного лет, и часть нововведений, провозглашённых в 1920 году, отошла в прошлое, а некоторые низвергнутые рьяными реформаторами атрибуты традиционного вузовского учебного процесса существуют до сих пор. Так что судите сами, кто был прав – умудрённые опытом профессора или ниспровергатели устоев.

А напоследок отметим, что кое-что всё-таки задержалось в нашей жизни с тех бурных революционных лет. В том числе главное – доступность для граждан нашей страны высшего образования. И это совсем немало.

______________________________________________________________________________________________________________

[1] Так тогда называли орган, который руководил всеми томскими коммунистами.