Шестой семинар грантового проекта «Раскроем карты, господа!» (Фонд М. Прохорова).
Семинар рассчитан на краеведов, как профессионалов, так и любителей, а также туристов, желающих открыть для себя новые интересные маршруты.
На семинаре идёт речь о картах, созданных на рубеже XVII-XVIII веков, об их создателе - энциклопедисте и картографе Семёне Ульяновиче Ремезове, его атласах. Они весьма трудны для прочтения по причине непривычного расположения сторон света и отсутствия знакомого нам масштаба. Тем не менее, это довольно точные карты, и если подобрать правильный ключ к их прочтению – они полезны для современного исследователя.
О том, как читать эти карты, нам расскажет кандидат архитектуры, доцент ТГУ Ольга Салаватовна Воронина. Ольга Салаватовна - научный сотрудник в экспедиции РФФИ по Среднему Приобью, посвятившая изучению исторических карт Сибири более 20 лет, активный участник подготовки экспедиции 2018 года по следам похода Ивана Петлина 1618 года.
Основные выводы:
* Сопоставление рисованных чертежей С.У. Ремезова со спутниковыми картами ВОЗМОЖНО! Позволяет установить реальные географические границы зафиксированных им территорий.
* На основе анализа текстов удалось сформировать методику для перевода указанных в средневековых текстах дней в расстояния (км), с учетом направления течения воды, времени года и суточных ритмов, это позволяет сделать комплексную реконструкцию системы расселения XVII в.
* Живописная планировочная система улиц, является определяющим признаком населенного пункта до XVII в.
* На картах С.У. Ремезова зафиксирована система расселения состоящая из малых и средних населенных пунктов XVII в. (опорный каркас) можно утверждать, что:
1. Гидрографические и ландшафтные условия создают и условия и ограничения одновременно для формирования, развития и трансформации системы расселения населенных пунктов в XVII в.;
2. Система расселения формируется на основе системы путей сообщения (реки, волоки);
3. Географическое расположение населенного пункта в системе путей сообщения, определяет его уровень административно-территориального влияния;
4. Каждое из направлений в системе путей сообщения имеет многовариантность прохождения маршрута, зависящую от гидрологического режима, сезона года и погодных условий;
5. Расстояние между населенными пунктами, расположенными на исторических магистралях, должно позволять путникам: восстановится, переночевать, отремонтироваться, получить информацию о возможных изменениях, взять проводника и т.д.