Коллегам

Реставрация музейных предметов

Дубровин А.Ф. «Защита музейных экспонатов из серебра»

Серебро обладает уникальной способностью очень быстро менять свой цвет – становиться тусклым, серым, коричневым, черным, иногда с цветами побежалости или покрываться пятнами. Одновременно с этим на серебряных предметах в отдельных местах появляются локальные пятна сине-зеленого цвета солей меди. Такая нестабильность может вызываться различными причинами: неправильная реставрация и плохая промывка после реставрации, повышенная влажность внутри помещения, наличие агрессивных агентов в воздухе и на поверхности предмета, неправильный систематический уход за экспонатами и др.

Данная работа посвящена выяснению причин изменения коррозионного состояния в экспозиции и фондах музеев на основании обследования  особенностей сохранности художественного серебра и условий его хранения, разработка методов контроля и рекомендации по его защите.

 

 

ОТЧЕТ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ (заключительный)
По теме:
«Исследование возможности применения современных синтетических
материалов на основе кремнийорганических и акриловых полимеров для
консервации монументальной живописи на памятниках истории и культуры»

Меры, направленные на сохранение памятников культурного наследия, проводятся по двум направлениям: собственно реставрационное вмешательство в поврежденный памятник с целью предотвратить или замедлить его дальнейшее разрушение и обеспечение надлежащих условий хранения и эксплуатации памятников. Однако, ни одно из этих мероприятий не в состоянии остановить присущие всему материальному миру естественные процессы старения, непрерывно протекающие в органических и неорганических материалах.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по теме:
«Исследование возможности применения современных синтетических
материалов на основе кремнийорганических и акриловых полимеров для
консервации монументальной живописи на памятниках истории и культуры»

Рекомендации, приведенные в этой работе, предварительные и требуют
дальнейшей отработки и проведения натурных испытаний.

 

Заключительный отчет 1

Заключительный отчёт 2
«Исследование произведений станковой масляной живописи на поврежденных мраморных плитах и разработка рекомендаций по их реставрации, консервации и хранению»

В фондах федеральных и региональных музеев, расположенных на территории Российской Федерации хранятся произведения станковой масляной живописи, написанные на каменных основах. С этим материалом работали очень немногие художники, поэтому произведения, созданные в такой технике, являются уникальными экспонатами, представляющими большой интерес для исследователей западноевропейской и отечественной живописи и декоративно-прикладного искусства. Их сохранность бывает неудовлетворительной не только вследствие процессов естественного старения произведений или неблагоприятных условий хранения, часто к разрушению картин на каменных основах приводят механические повреждения основы, устранить которые очень трудно. Безусловно, такие
картины представляют собой ценнейшие памятники культурного наследия, сохранение которых является первостепенной задачей для всего музейного и научного сообщества.

 

Заключительный отчет

«Исследование проблем повторных реставраций произведений станковой масляной живописи на деревянной основе»
В собраниях многих музеев, расположенных на территории России находятся произведения станковой масляной живописи, написанные на деревянных основах. Это, как правило, работы западноевропейских мастеров раннего нового времени или работы русских мастеров, созданные в первой половине XIX века. Такие картины являются значимыми
памятниками культурного наследия, сохранение которых является первостепенной задачей для всего музейного и научного сообщества.

Однако их сохранность бывает неудовлетворительной не только вследствие процессов естественного старения произведений, неблагоприятных условий хранения или механических повреждений, часто к разрушению картин на деревянных основах приводят последствия ранних чинок, ремонтов и непрофессиональных реставрационных
вмешательств.

 

Марков А.К. О чистке древних монет. 1908 г.

Хотя почти во вс£хъ учебникахъ по нумизматик£ и руководствахъ для чистив древнихъ монетъ и говорится, что лучше всего когда монету не требуется чистить вовсе, что бываеть тогда, когда она найдена уже въ совершенно чистомъ вид£, темъ не мен£е громадное количество монетъ приходится поневоле чистить, такъ какъ, въ подавляющемъ
числ£ случаевъ, монеты находятся въ земл£, покрытыя окислами и солями иногда въ такомъ количеств£, что самаго типа монеты нельзя различить до ея чистки.

 

ОТЧЕТ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ
по теме:
«Разработка научно-методических основ консервации крупногабаритныхархеологических объектов из дерева»

Широкое развитие археологических работ в нашей стране привело к накоплению большого количества археологических экспонатов, заполняющих музейные хранилища, поэтому, проблемы, связанные с хранением, консервацией и реставрацией этого вида экспонатов являются актуальными и требующими к себе особого внимания. Консервация археологической древесины в сравнении с сухой древесиной музейных экспонатов имеет свои специфические особенности и требует применения специальных технологий и материалов. Прежде всего это связано с тем, что археологическая древесина, пролежавшая в культурном слое или в воде в течение столетий не является уже собственно древесиной, т.к. в ней происходят значительные химические и структурные изменения.

Задачей данного исследования является разработка методов контроля процесса консервации археологической древесины для введения оптимального количества консерванта, что обеспечит долговременную сохранность археологического объекта и аутентичный экспозиционный вид.

 

Скотт А. Очистка и реставрация музейных экспонатов

Отчеты Scott’a имеют перед ними своеобразное преимущество: они развертывают самый процесс выработки методов реставрации, излагая удачи и неудачи, последовательное усовершенствование приемов и результаты наблюдений над одними и теми же предметами через год и через пять лет после их реставрации. Эта очень ценная особенность отчетов Scott’a была одним из мотивов для их перевода.

 

Фармаковский М.В. Консервация и реставрация музейных коллекций

Книга проф. М. В. Фармаковского «Консервация и реставрация музейных коллекций» принадлежит перу большого специалиста, в течение длительного времени своей научной деятельности занимавшегося углубленной разработкой вопросов теории и практики консервации и реставрации различного рода исторических памятников
материальной культуры и музейных коллекций.

Книга является посмертной работой автора, скончавшегося в марте 1946 г.

В основу публикуемой работы положены лекции, читанные автором в 1939 г. в Ленинграде студентам Музейно-краеведческого факультета Коммунистического политико-просветительного института им. Н. К. Крупской.

Эти лекции были заново переработаны и отредактированы автором незадолго до смерти и подготовлены к печати для издания Научно-исследовательским институтом краеведческой и музейной работы.

Публикуемую работу автор посвятил молодым музейным работникам.