Коллегам / Культурно-образовательная работа / Программа «Школа экскурсовода»

Программа «Школа экскурсовода» на Великом чайном пути

2 / 14

15 февраля 2024 года программа «Школа экскурсовода» собрала в Томском краеведческом музее 27 экскурсоводов из музеев школ № 37, 40, 64 и гимназии № 18.  Перед началом программы мы посетили выставку Северского кадетского корпуса. Ребята, пришедшие чуть раньше остальных, успели посмотреть живопись на бересте изостудии «Соцветие» и рассказать о наиболее понравившихся художественных работах. Это очень здорово, что в Северском кадетском корпусе есть возможность занятий таким видом творчества!

На выставке «Томский город» мы рассмотрели карту С.У. Ремезова, «поклонились» Томскому острогу (макету, построенному по проекту директора музея Н.М. Петрова) и отправились в Китай. Нашими экскурсоводами в Китае оказались 2 ученицы школы № 40, посещавшие эту страну. На примере предметов выставки они рассказали о чайной церемонии и драконах. Вместе мы вспомнили открытия, сделанные в Китае, и ответили на вопрос, почему китайская актриса на фотографии такая грустная. Ответ нашелся в витрине. Это туфли — «золотые лотосы» из коллекции М.А. Полумордвинова, которые обувались на очень маленькую ножку. Подробнее об этой коварной традиции «обычая уродования ног» мы узнали из записок Александры Потаниной «О китайской женщине». Также из архивных материалов ТОКМ мы узнали «О путешествии в Китай Сибирского казака Ивана Петлина».

Школьные музеи занимаются подготовкой своих выставок и их экскурсионным сопровождением, поэтому также были представлены методические разработки по выставке и Труды ТОКМ, Т. XII, посвященное теме «Сибирский тракт».

Путешествие по чайному пути из Китая в Томск сопровождалось рассказом о «цыбиках» чая, притрактовых промыслах и ремеслах, государевой почте, постоялых дворах и о кандальном пути. Ребятам было дано задание – во время экскурсии обращать внимание не только на предметы, но и на их необычные названия. Диковинные слова простого народа очень любил Владимир Иванович Даль, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка». Ребята узнали о яркой и непростой жизни этого замечательного человека — моряка, хирурга, знакомого с адмиралом Нахимовым, хирургом Пироговым и А.С. Пушкиным. Интересно, что собиратель «живого русского языка» свои художественные произведения подписывал творческим псевдонимом «Казак Луганский». В завершение занятия мы дружно отвечали на вопросы программы «Со словарем Даля по Большому Сибирскому тракту», которая недавно прошла в рамках городского проекта «Люби и знай город и край».

Выбор темы этого занятия был не случаен, ведь приближается 21 февраля, день, в который появились праздники «День родного языка» и «День экскурсовода». 21 февраля в музее пройдет встреча-репетиция участников программы «Время героев».  В ней примут участие экскурсоводы музея гимназии № 24, школа и музей которой носят имя Героя Советского Союза М.В. Октябрьской; музея «Боевые подруги» (школа № 37); музея Мариинской школы № 3, в которой во время войны находился госпиталь № 1506.

Программа «Время героев» пройдет 23 февраля, в День защитника Отечества, в 13 и 14 часов на выставке «Война — тяжелая работа».

Домашнее задание — творческую работу «Проба пера» — прислали экскурсоводы музея 24 гимназии. Стихотворение посвящается столу И.Д. Асташева, который находится во 2 зале выставки «Г.С. Батеньков. Офицер. Масон. Строитель. Мыслитель».

Есения Васильева, 5 класс

Сидели люди за столом
И размышляли о большом:
Как в Томске лучше мост построить,
И жизнь в России обустроить…
И слышал стол рассказ печальный,
О том, кто 20 лет хранил молчанье.
Как Алексеевский гранит
Он дум своих печаль хранит…