Коллегам / Культурно-образовательная работа / Тематические встречи

Из Крыма — в Томск. Военные истории

3 / 3

18 марта мы отмечаем «Крымскую весну» — день воссоединения Крыма с Россией. В этот день по всей стране проходят праздничные тематические мероприятия. В Томском областном краеведческом музее на выставке «Война — тяжелая работа» прошла программа «Из Крыма — в Томск. Военные истории», участниками которой стали студенты Губернаторского колледжа социально-культурных технологий и инноваций.

Связь сибиряков и жителей полуострова обусловлена общей исторической памятью. В начале программы мы вспомнили историю Крыма и его народов, его завоевателей и защитников. Это автохтонное население Крыма — древние тавры, центры греко-римской и византийских цивилизаций — города Пантикапей и Херсонес; генуэзцы и Крымское ханство; история крещения Руси и подвиги героев Севастополя — легендарных полководцев и безвестных народных героев, вошедших в легенды Крыма.

Истории периода Великой Отечественной войны были посвящены Герою Советского Союза Марии Васильевне Октябрьской, имя которой носит Гимназия № 24, спасению экспонатов Севастопольской картинной галереи и крымским художникам; эвакуации в Колпашево Керченского рыбоконсервного завода.

Мария Октябрьская и танк «Боевая подруга»

Мария Октябрьская родилась в Крыму в многодетной семье. В 1925 году в Симферополе она познакомилась с курсантом кавалерийской школы Ильей Рядненко. Через несколько месяцев они поженились и при регистрации брака взяли фамилию Октябрьские. Как жена военного она ездила по всем военным городкам и в Крыму, и в Молдавии. Мария научилась водить автомобиль, стреляла из винтовки, пулемета, метала гранаты. Получила знак «Ворошиловский стрелок». При этом оставалась очаровательной женщиной, а приезжая в воинские части, организовывала художественную самодеятельность, курсы вышивки. В Томском областном краеведческом музее хранится ковер, вышитый ее руками.

Илья Октябрьский сразу попал на фронт, а Мария Васильевна с сестрой были эвакуированы в Сибирь. Больше они не виделись. В конце лета 1941 года пришла похоронка: «Полковой комиссар 206-ой стрелковой дивизии Илья Федотович Октябрьский пал смертью храбрых под Киевом 9 августа 1941 года».

Смерть мужа подкосила, но не сломила сильную духом женщину. На съезде женщин в Новосибирске, куда Октябрьская поехала делегатом от Томска, она познакомилась с матерями и женами тех, кто погиб на фронте. Они рассказали, как осваивают тяжелые мужские профессии, как справляются со своим горем. Именно там, на съезде, Мария Васильевна принимает решение — ее место в рядах защитников Родины. Собрав нужную сумму, она внесла ее на строительство танка в Госбанк и отправила телеграмму Сталину:

«В боях за Родину погиб мой муж — полковой комиссар Октябрьский Илья Федотович. За его смерть, за смерть всех советских людей, замученных фашистскими варварами, хочу отомстить фашистским собакам, для чего внесла в Госбанк на построение танка все свои сбережения — 50 тысяч рублей. Танк прошу назвать «Боевая подруга» и направить меня на фронт в качестве водителя этого танка. Имею специальность шофера, отлично владею пулеметом, являюсь Ворошиловским стрелком...»

Вскоре был получен короткий ответ:

«Благодарю Вас, Мария Васильевна, за Вашу заботу о бронетанковых силах Красной Армии. Ваше желание будет исполнено. Примите мой привет, Иосиф Сталин».

В Омском танковом училище она сдала на «отлично» все экзамены и получила свидетельство механика-водителя. На Урале, прямо с заводского конвейера, рабочие вручили ей танк, на броне которого было выведено: «Боевая подруга».

В середине января 1944 года в бою за деревню Крынка Витебской области, будучи раненой, она смогла отремонтировать танк и вернуться в часть, но в госпитале скончалась от полученных ран. 15 марта 1944 года ее похоронили в Смоленском кремле на Кутузовском кладбище рядом с героями Отечественной войны 1812 года. А танк «Боевая подруга» дошел до Победы. Название сгоревшей «тридцать четверки» впоследствии унаследовала другая машина, затем третья, четвертая.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 августа 1944 года гвардии сержанту Октябрьской посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Керченский рыбоконсервный завод в Колпашево

Среди экспонатов выставки есть продукция Керченского рыбоконсервного завода, стратегического предприятия, эвакуированного в Сибирь в связи с угрозой фашистской оккупации Крыма. Переправа через Керченский пролив под бомбёжками вражеской авиации, долгий путь по железной дороге до Томска, по воде — до Колпашева. В Колпашеве на берегу речки Матьянги у её Обского устья рабочие завода при активной поддержке местных жителей возводили корпуса и монтировали оборудование.

Личный указ Сталина — восстановить завод за 12 месяцев — был выполнен на 5 месяцев раньше срока. Для окончания строительства не хватало труб водоснабжения. И тогда за трое суток жители Колпашева лопатами вскрыли траншеи городского водопровода и передали необходимое количество труб консервному заводу, продукция которого пошла на фронт.

1 января 1943 года завод выпустил консервы, изготовленные из обской рыбы.

Уловы были большие, рыбу нужно было хранить в холоде. Женщины долбили кубы льда, носили мешки с солью от реки. За смену надо было перенести 500 килограммов соли. Рабочий день на заводе длился 14 часов, а выходной был один раз в месяц.

 

После освобождения Крыма большинство специалистов завода возвратились в Керчь, но многие остались в Колпашеве, продолжив работать уже на Колпашевском консервном заводе. Для них и Крым, и Колпашево стали родными.

Севастополь — Томск. Михаил Крошицкий

Настоящий подвиг совершил директор Севастопольского художественного музея Михаил Павлович Крошицкий. Под бомбами из пылающего города-героя он спас сотни живописных артефактов и эвакуировал их в далекий Томск.

В декабре 1941 года с помощью матросов он погрузил в трюмы эсминца 83 ящика с художественными ценностями. Мысли о семье, оставшейся в Севастополе, сделали его седым в одночасье. Баку, республики Средней Азии, Барнаул, Новосибирск…Где-то ящики сбрасывали прямо в снег, под погрузку часто подавались вагоны из-под угля. В Барнауле стали ломать ящики «на дрова для госпиталя». Крошицкий взмолился:

«Мужики, да ведь в ящиках этих музейный груз из Севастополя!»

Гордое имя «Севастополь» совершило чудо! Начальник вокзала выделил вагоны, снабдил Крошицкого хлебом, тушенкой, кипятком и напутствовал: «С Богом!».

Прошло больше года, прежде чем три вагона с музейным грузом из Севастополя прибыли на железнодорожный вокзал города Томска. 8 января 1943 года теплушки из Севастополя прибыли в Томск. Крошицкого встречали крымские художники, эвакуированные в Сибирь. Михаил Щеглов оставил такие воспоминания:

«Нашли вагоны с музейными экспонатами, открыли. Но в чем дело? Почему Михаил Павлович неподвижно лежит на одном из ящиков? Почему не встает? Кинулись к нему, а он без сознания, горит весь, температура под сорок. А на улице — лютый сибирский мороз. С воспалением легких Крошицкий попал в больницу».

В течение года совместно с сотрудниками Томского краеведческого музея Михаил Павлович, пройдя курс лечения, занимался перетяжкой холстов, сушил полотна, убирал с пораженных мест плесень и грибок, укреплял на них красочный слой. Занимался реставрацией картин, эвакуированных в Томск из Ясной Поляны, музея-заповедника Л.Н. Толстого, оккупированного фашистами.

Здание Севастопольского музея во время войны было уничтожено и отстроено только в 1954 году. В настоящее время имя Михаила Крошицкого носит Севастопольский художественный музей и улица в Севастополе.

За стойкость и мужество М.П. Крошицкий был награждён медалями «За оборону Севастополя» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

В освобожденный Крым, в Симферопольский художественный музей, Михаил Крошицкий вернулся вместе с художником Михаилом Щегловым, оставившим яркий след в истории Томска и политического плаката «Окна ТАСС», которые выходили с 1942 года. Плакаты «Окна ТАСС» также представлены на выставке «Война — тяжелая работа».

Участники программы самостоятельно знакомились с плакатами Михаила Щеглова из набора открыток, а затем делились впечатлениями с товарищами.

Экскурсия по залам выставки завершила мероприятие, посвященное Крымской весне, ставшее у нас традиционным, а в окончание мероприятия единодушно и убедительно прозвучало: «Крым — наш!».

 

Научный сотрудник культурно-образовательного отдела
Е.И. Доровенчик.