Коллегам / Культурно-образовательная работа / Театр в музее / ЧИТКИ ПЬЕСС

Статья от 30.11.2016 Красное знамя

2 / 2

Театр может быть и в музее
Экспериментальная сценическая площадка появилась в областном краеведческом музее. Конечно, работы здесь появляются особенные – на документальную тему, связанные с историей. Но эта форма оказалась для зрителей интересной: спектакль и театрализованные читки пьес обсуждаются очень горячо.
Мы привыкли, что музей – это залы с витринами, старинные экспонаты, которые посетители рассматривают в тишине. Но время меняется, сегодня можно вести разговор о прошлом уже по-другому. В том числе и в стенах музея. Одна из зрительниц документального спектакля признавалась:
- Я впервые услышала, что музей разговаривает. Предметы обычно молчат, на них обращаешь меньше внимание, а сочетание музея и театра все изменило, заставило меня задуматься.
Сам жанр документального театра, когда в основе работы пьесы, основанные на реальных фактах, на информации, найденной в архивах, очень актуален в мире, в Москве и Петербурге есть театры, специализирующиеся только на таких, предельно реалистичных, спектаклях. Самый известный из них Театр.doc.
В Томске первая документальная постановка появилась совсем недавно, в сентябре. Это «Восстание» - совместная работа краеведческого музея и ТЮЗа. В ее основе – история спецпереселенцев, поднятое ими от безысходности Чаинское крестьянское восстание.
Спектакль стал обсуждаемым событием. И только этой работой обращение к документальному театру не закончилось. У Алены Шафер, художника краеведческого музея, возникла идея проводить читки документальных пьес о прошлом России. Читки – это интересная форма знакомства зрителя с пьесой. Актеры почти не репетируют, делается только набросок, эскиз истории. Выходят на сцену с листами текста в руках и представляют никому неизвестную пьесу. Обычно после читки часто проводится обсуждение, актеры, режиссер и зрители говорят в первую очередь о материале, об истории.
Проект продолжился в рамках театральной лаборатории московского Сахаровского центра «Археология памяти: коллективизация, «раскулачивание», голод». Задачей этого мероприятия было художественное осмысление трагических страниц советской истории, связанных с судьбой крестьянства 20-30-х годов ХХ века. Для Сибири, Томска, где многие люди оказались именно в тот период и далеко не по доброй воле, такие истории очень актуальны. Именно пьесы, написанные для лаборатории, теперь представляют в краеведческом музее.
- Когда шла работа над спектаклем «Восстание», то в Томск приезжала Анастасия Патлай, режиссер театра.doc. Мы познакомились, она пригласила меня на лабораторию в Москву, где эти пьесы и читались, - объясняет Алена Шафер, автор проекта томских читок, режиссер некоторых из них. - Я поняла, что их надо непременно представить в Томске, чтобы не только москвичи смогли их услышать. Тема очень важна для меня лично, потому что связана с историей моей собственной семьи, с судьбой моих предков. Я уже делала о переселенцах мультфильм «Баба Лена». Теперь новый этап - читки. Так я отдаю долг своей семье. Благодарна краеведческому музею, его директору Святославу Перехожеву, что он позволяет экспериментировать, поддерживает мои идеи.
Порадовала томская задумка и драматургов, они разрешили использовать их пьесы. Пока в музее прошли читки «Крестьян» Вячеслава Дурненкова, «Белки и свистка» Ксении Драгунской, «Плана» Олжаса Жанайдарова. Авторы интересуются, как проходят читки, постоянно переписываются с томичами. Для них документальные пьесы тоже важны.
- На лаборатории в Москве авторы присутствовали и отмечали, что эти пьесы создавались на большом эмоциональном подъеме, - уточняет Алена Шафер.
В читках участвуют актеры из разных томских театров – драмы (Владимир Козлов), ТЮЗа (Олег Стрелец), «Скомороха» (Юрий Орлов, Олеся Кондратьева, Екатерина Ромазан). Также приняли участие в проекте художник-скульптор Дмитрий Курамшин, радиожурналист Андрей Ефремов, оператор Андрей Галич и Иржан Кульджабаев.
- В музее труппы нет и не может быть. На каждую читку я собираю актеров, прошу их принять участие. Ребята приходят в свободное от работы время, наш проект некоммерческий, поэтому мы не можем позволить себе много репетировать, - поясняет Алена Шафер. – Конечно, не просто найти момент, когда у всех есть время, у каждого свой график работы, но мы справляемся. Очень благодарна артистам, все, кого я звала, соглашались без вопросов. Более того, сейчас многие даже сами говорят мне, что им интересно было бы принять участие. Единственное, я пригласила на читку одного актера, он прочитал пьесу и сказал мне, что не сможет принять в ней участие: слишком она задевает его эмоционально.
Чем привлекают и жанр читки, и документальные истории артистов?
- Для меня читка пьесы в жанре этюда, наброска – это, как джем-сэйшн для джазмена, - признается Владимир Козлов, актер театра драмы, участник читок в краеведческом музее. – Это возможность в короткий срок сделать что-то новое, почувствовать иное, чего нет в твоем репертуаре, поимпровизировать, что не всегда возможно в устоявшемся спектакле, и, конечно, получить от процесса удовольствие. А потом пойти дальше, к новым проектам. Что касается документальных пьес, то, думаю, они на месте именно в музее. Там документы, история обретают неожиданную плоть и жизненность. И горячее обсуждение, споры зрителей после читок - тому подтверждение.
«План», пьеса, читку которой провели в конце ноября, – это документально-художественная история о коллективизации, раскулачивании и голоде в Казахстане. Режиссером читки была Алена Шафер. В пьесе получилось три линии. Доклады руководителя Казахстана Голощекина читал за кафедрой Андрей Ефремов. Документальные трагические истории, судьбы крестьян рассказывались с помощью видео. На экране были только руки артистов. В современность прошлое в пьесе вписывалось с помощью взаимоотношений деда и внука. За них со сцены читали Владимир Козлов (драматический театр) и Олег Стрелец (театр юного зрителя). Дед стремился рассказать внуку о страшных событиях из жизни их семьи, а внук не понимал, зачем ему слушать о трагедиях прежних лет.
Обсуждение длилось больше часа. В зале оказались зрители из Казахстана, они высказывали свою точку зрения на происходившее когда-то в их стране. Были и студенты из ТГАСУ, которым посетить читку посоветовал их преподаватель истории.
- Для меня очень важно было посмотреть такую историю, она схожа с судьбой моей прабабушки, которую раскулачили и сослали в Сибирь, - говорит Владислав Василенко, студент ТГАСУ. – Она выжила, ей повезло.
- Я первый раз на подобной читке, и пьеса непохожа на те, с которыми я знаком, - не скрывал Михаил Ямпольский, студент ТГАСУ. – Уверен, что наше поколение должно изучать историю своего рода. В пьесе внук не хотел слушать деда. Думаю, в таких ситуациях надо надавить и все рассказать. Потом внук подрастет, захочет узнать о судьбе семьи, а негде будет уже найти информацию.
Тремя читками документальных пьес в краеведческом музее, вероятно, не ограничатся. В декабре в проекте будет пауза: накануне праздника у всех не то настроение, чтобы рефлексировать над проблемами из прошлого российской истории, обсуждать с помощью театрального языка ее трагедии. А в январе, вероятно, зрители смогут посетить очередную читку. Что именно им представят, пока неизвестно, но идеи уже есть.
- Возможно, найду пьесу, написанную в СССР в 30-е годы, в тот период, когда и происходили те страшные события, которым посвящены те истории, что мы уже показали, - предполагает Алена. – Покажем зрителям, какие художественные произведения писались в то время, как в них представлялась жизнь. И возьмем документальную пьесу, где на основе архивной информации рассказывается о тех же событиях. А сверхзадача у проекта одна: чтобы люди узнали об этом прошлом. Другой важный момент: показать, что музей живой, что в нем возможен диалог.
Площадка, где проходят читки, очень камерная. Крошечная сцена, маленький зал. Все предельно близко, эмоции здесь переживаются остро. Возможно, кроме читок, скоро в краеведческом музее будут и другие театральные проекты. Некоторые актеры заинтересовались залом как возможностью для творческих экспериментов.
Мария СИМОНОВА.