Коллегам / Культурно-образовательная работа / Театр в музее / ЧИТКИ ПЬЕСС

Статья Марии Алисовой о читке

1 / 2

Сходили в День памяти жертв политических репрессий в Краеведческий музей на открытую читку пьес «Крестьяне» Вячеслава Дурненкова и «Белка и свисток» Ксении Драгунской. Обзора подробного не будет) просто мысли.

В первую очередь приятно, что в Томске появилась новая площадка для театральных экспериментов. Тем более, театральная осень в городе нас не особо радует премьерами. Свою арт-гостиную Краеведческий музей открыл, став победителем XII грантового конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина. Первым экспериментом стал совместный с Томским театром юного зрителя спектакль «Восстание», который мне еще только предстоит посмотреть в ноябре. Отзывы хорошие, так что жду с нетерпением. К тому же, сам формат документального театра для нашего города – достаточно новый.

Следующей пробой Краеведческого музея стала актерская читка пьес известных современных драматургов Вячеслава Дуренкова и Ксении Драгунской, которую и удалось посмотреть в воскресенье. Пьесы были написаны специально для театральной лаборатории Сахаровского центра (г. Москва) «Археология памяти: коллективизация, «раскулачивание», голод».

Пьесы любопытные. Ценна сама попытка такого художественного переосмысления 20-30-ых годов 20 века. Тема эта невероятно сложная, важная, но неприятная. Об этом не принято говорить в нашей стране. Эта запретные страницы истории, которую не любили и не любят вспоминать. Ни те кто, раскулачивал, ни те, кого раскулачивали.

Пьесу «Крестьяне» Вячеслава Дурненкова читали актеры томских театров: Владимир Козлов, Сергей Парфенов, Михаил Селищев, Христина Данилова. Режиссер - автор проекта, Алена Шафер. Первая часть пьесы показалась немного сложной для восприятия. Но большинство зрителей, участвовавших в обсуждение пьес, признали этот текст важным. Такая историческая справка, погружающая зрителей в тему. Поэтому если пьеса будет поставлена в будущем, то это будет уже режиссерская задача как подать текст.

Вторая часть - «Белка и свисток» Ксении Драгунской. Это такой легкий, ироничный набросок будущей пьесы. У Ксении Драгунской, насколько я знаю, небольшой опыт написания документальных текстов. Но пьеса «Белка и Свисток» вышла удачной. Это такое собрание разных историй, обрывков, воспоминаний о раскулачивании. Такой концерт художественной самодеятельности ко Дню народного единства. Здесь она о грустном говорит смешно, просто, наивно и трогательно. На читке в Томске пьеса была решена в формате театра кукол, что придало тексту особенное звучание, искреннее и проникновенное. Прочитали пьесу театра куклы и актера «Скоморох» им. Р. Виндермана Юрий Орлов и Олеся Кондратьева. Юра выступил еще и в роли режиссера. Арт-гостиная прямо создана для таких небольших постановок.

Кстати, Ксения писала, что планирует доработать пьесу, если она будет поставлена.

«Выражаю благодарность всем, кто делает возможным звучание пьес про раскулачивание, даже в формате читок. Любое звучание очень важно. Именно неиссякаемая память о страданиях наших соотечественников, нашего великого, кроткого, могучего и беззащитного народа способна объединить поколения в настоящем и будущем. Спасибо Томскому краеведческому музею, актёрам, режиссёрам и зрителям», - написала драматург.

И еще раз хочется сказать спасибо всем участникам проекта. За это театральное озвучивание истории. Кто не был на «Восстании», то посмотреть спектакль можно 8 и 24 ноября. А авторы проекта обещают нам новые интересные встречи. И да, для справки:

"В 1927 году на XV съезде ВКП(б) было принято решение о «коллективизации». Коллективизация в СССР проводилась в течение десяти лет в 1928—1937 годах. На 1930—1933 гг. пришлась сплошная коллективизация, одним из последствий которой стал массовый голод в СССР в 1932-1933г.г. Жертвами голода стали миллионы человек. По некоторым оценкам до 8 миллионов. Для принуждения и наказания тех, кто не желал идти в колхозы, была придумана политика «раскулачивания» — насильственного отъема земли, запасов зерна и имущества у наиболее эффективных и зажиточных крестьян, которых называли «кулаками». Сопротивляющихся насилию «кулаков» расстреливали или отправляли в лагерь. Тех, кого не расстреливали, вместе с семьями сажали на телегу и отправляли на поселение в северные регионы страны, не оставив им ни денег, ни хлеба на пропитание. Большое количество крестьян умерли в дороге от голода и холода, не доехав до места поселения. Число жертв «раскулачивания» оценивается в 4 млн. человек. Число жертв «коллективизации» никогда не было и вряд ли когда-либо будет точно подсчитано".