Колпашевский краеведческий музей / Виртуальные выставки

Береста на все времена

6 / 9

  Гости музея, знакомясь с экспозицией, посвященной коренным жителям Томского Приобья – селькупам, ханты, эвенкам, -  всегда с интересом рассматривают деревянные и берестяные изделия для хозяйственных нужд и промыслов.  Следует отметить, что в отличие от больших этнографических музеев с богатыми коллекциями, их не так много. И все же они создают достаточно полное представление о материальной культуре охотников, рыболовов и оленеводов нашего края.

 

Фрагмент экспозиции. Фото: А.С. Помыткина

 

Ручная нарта. Селькупы. ККМ 405. Фото: Т.И. Черновой

 

  Традиции изготовления таких предметов уходят корнями в археологическую древность. Это и понятно. Люди всегда используют доступный материал. У обитателей леса, естественно, таким материалом было дерево.  

     Коренные сибиряки прекрасно знали природные свойства всех пород древесины и умели пускать в ход все части дерева – от корня до коры.

 

Корневатик из коней кедра. Селькупы. ККМ 571. Фото: Т.И. Черновой

 

 Ступа для изготовления табака. Селькупы. ККМ 579. Фото: Т.И. Черновой

 

Совок для сбора брусники. Селькупы. ККМ 576. Фото: Т.И. Черновой

 

  Наибольший спрос в традиционном хозяйстве имела кора берёзы – береста. Можно сказать, что она сопровождала человека на протяжении всей его жизни – от берестяной колыбели до оборачивания умершего при погребении.

  Заготовка, обработка и изготовление различных предметов из бересты были разработаны до мельчайших подробностей. Так, бересту снимали лишь три раза в год: весной по насту, в начале июня или несколько позднее, когда она «на соку», и осенью, когда опадет лист. Выбирали берёзы, растущие в глубине леса среди высокого осинника, где они стройнее и имеют от корня высокий и гладкий ствол. Для утвари и других не очень крупных предметов бересту драли женщины.  Вначале на берёзе ножом делали вертикальный надрез до луба, затем два горизонтальных надреза соответственно высоте снимаемой пластины. У надреза слегка отделяли бересту ножом от луба и отдирали руками. В свертках бересту уносили домой. А вот заготовка больших полотнищ берёзовой коры для покрытия летнего жилища или лодок, настила для пола была под силу лишь мужчинам.

 

Заготовка коры берёзы. Фото из интернетисточника. 

 

  Бересту в зависимости от назначения обрабатывали. Если она, например, предназначалась для покрышек, то её мужчины вываривали в течение дня в большом котле, добавляя в воду рыбий жир и закрыв сверху мхом и пихтовой корой. Таким способом придавалась берестяным полотнищам требуемая эластичность и прочность в использовании.   Мужской работой также считалось изготовление легких берестяных лодок. Но в основном берестой занимались женщины. Они мастерили самые разнообразные по функциональности предметы - коробки, кузова, туески, ведра, чашки, детские колыбели и игрушки. Иногда в изделиях наравне с корой берёзы использовали другие материалы – дерево, кожу, мех.  Все они без исключения несли на себе отпечаток теплоты, сноровки и умелости женских рук.

 

Колыбель ночная. Селькупы. ККМ 584. Фото: Т.И. Черновой

 

Коробка. Селькупы. ККМ 572а. Фото: Т.И. Черновой

 

Набирка для ягод. Селькупы. ККМ 2503. Фото: А.С. Помыткина

 

Сумка перемётная. Эвенки. ККМ 674/1. Фото: А.С. Помыткина

 

  Бересту местные мастерицы довольно часто декорировали. Узоры наносились выскабливанием, накладной аппликацией по цветному или закопченному фону, многослойным наложением бересты, тиснением, штамповкой, ажурной резьбой. В общем, изделие украшали на любой вкус.

 

Коробочки для сыпучих продуктов и мелких бытовых вещей. Селькупы. ККМ 578, 1252/1,2.  Фото: А.С. Помыткина

 

Коробочка с крышкой. Ханты. ККМ 1396/2 Фото: А.С. Помыткина

 

  Но предпочтение всё же мастерицами чаще всего отдавалось технике выскабливания.  Поэтому стоит немного о ней рассказать.

  С бересты предварительно удаляли белую пленку с внешней поверхности. Затем бересту со стороны внутреннего слоя держали над огнем до получения красновато-коричневого цвета. На обработанной таким образом поверхности тупым концом ножа вычерчивали контуры узора. Далее острым концом ножа соскабливали тонкую коричневую пленку в намеченных местах узора, в результате чего проявлялся светло-желтый цвет внутреннего слоя бересты и узор выделялся на темно-коричневой бархатистой поверхности фона.

 

Выскабливание по бересте на стенке коробки. Ханты. Село Староакасомск,  Александровский район. Лукина Н.В.

Обские узоры//Земля Александровская. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. – С. 158.

 

Выскабливание по бересте на стенке коробки. Ханты. Село Ларино,  Александровский район.

Лукина Н.В. Обские узоры//Земля Александровская. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. – С. 170.

 

  Перед выскабливанием поверхность бересты смачивали теплой водой или слюной, под воздействием которых верхняя пленка легче отделялась от внутренних слоев бересты. Намечали контуры узора на глаз, не используя никаких трафаретов. Контурная линия наносилась слегка, так что после выскабливания не оставалось от нее никаких следов. Узор делали строго геометрическим, включающим в себя мотивы из ромбов, зигзага с отростками и уголками, а также стилизованные изображения животных. У мастерицы он всегда получался лаконичным и красивым.  Таким, словно был нарисован самой природой в соавторстве с человеком. Единственным инструментом при создании берестяного скобленого узорочья являлся нож.

 

Коробка для продуктов. Селькупы. ККМ 567а. Фото: Т.И. Черновой

 

Kоробка с крышкой, № 672/6.

 

 

  Но время внесло свои коррективы в жизнь и занятия людей. На протяжении всего XX века кустарно изготовленные изделия из бересты постепенно вытеснялись покупными предметами - отечественными и импортными. Из десятилетия в десятилетие сокращалось количество мастеров, занимающихся этим природным материалом. Казалось, пройдет ещё немного времени, и традиционное ремесло на территории нашего края уйдет в прошлое. Но в последние годы вновь стал пробуждаться интерес. Появились мастера, соединившие в своем творчестве выверенные временем технологии и орнаментальные традиции с современными новациями.  Изменился и «набор» предметов. То, что не востребовано в наши дни (например, детская колыбель или формы для выпечки хлеба) мастерами не изготавливается. Зато появились другие изделия, как например, вазочки, хлебницы, солонки, подставки под горячее и многое-многое другое. А это значит, что древние традиции в работе с берестой не исчезнут бесследно, а получат продолжение в новых формах и декоре.

 

 

                                       Использованная литература:

  1. Боброва А.И. Тискинские курганы и представления селькупов о потустороннем мире // Земля Колпашевская: Сборник научно-популярных очерков. /Отв. ред. Я. А. Яковлев. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. –С. 133-161.
  2. Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Васюганско-Ваховские ханты в конце XIX- начале XX вв. – Томск: изд-во Том. ун-та, 1977. – С. 32-103.
  3. Лукина Н.В. Обские узоры //Земля Александровская: Сборник научно-популярных очерков к 75-летию образования Александровского района /Отв. ред. Я. А. Яковлев. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. –С. 141-179.
  4. Селькупская этнографическая коллекция Колпашевского краеведческого музея: Каталог /авт.-сост.А.А. Пихновская. – Томск, 2007.
  5. Шатилов М.Б. Ваховские остяки: Этнографические очерки /Под ред. С.Г. Пархимовича. – Тюмень: Изд-во Ю. Мандрики. – С. 68- 95.
  6. Яковлев Я.А. На столе и вокруг него.- [Сер. «Жизнь обских угров: взгляд изнутри». Т.1.] – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011. – 368 с.

 

                         Открытые интернетисточники:              

Береста в хозяйстве эвенков в начале XX века

Северные промыслы. Береста – заготовка, хранение

Уходящая натура: скобленый хэнд мэйд

Эвенки на лодках из бересты. 1932 год 

                                                 

 Материал подготовила Титова О.М. с.н.с.  Колпашевского музея.