Колпашевский краеведческий музей / Виртуальные выставки

Объективная история

7 / 9

Сегодня очень многие увлекаются фотографией. И в этом нет ничего удивительного. Ведь почти у каждого человека есть фотоаппарат – любительская «мыльница», зеркальная фотокамера или же встроенная в телефон камера. Большинство современных фотоустройств не требуют от своего пользователя знания таких понятий, как диафрагма, выдержка, экспозиция, ISO и т.д. Достаточно просто нажать на кнопку – и кадр готов.

Фотодело из сложного занятия, требующего определённых знаний и навыков, превратилось в обыденность. Люди делают огромное количество снимков, пересылая их своим знакомым или выкладывая в социальных сетях. Фотографии во множестве скапливаются в памяти телефона или компьютера. Постепенно  они обесцениваются и забываются.

Но каких-то 30-40 лет назад всё было по-другому. В те времена так же, как и сегодня, люди старались запечатлеть на память самые важные моменты жизни, но каждый кадр тщательно «вымеряли», боясь ошибиться. Ведь советские фотоаппараты, в отличие от современных цифровых, снаряжались фотоплёнкой, позволявшей сделать всего от 12 до 36 кадров.  

После фотосъёмки плёнку проявляли и печатали фотографии. Для этого у каждого увлечённого фотоделом человека был целый арсенал: фотоувеличитель, глянцеватель, фотофонарь, фотобачок, резак для фотографий, кюветы, пинцет, валик, фотобумага и фотохимикаты (проявитель и фиксаж).

 

Принадлежности для фотодела. ККМ 4746/9,10,16,19,20,21,25,26. Фото: А.С. Помыткина

 

Закрывшись в ванной комнате в полной темноте, фотолюбитель приступал к таинству проявления плёнки. Сначала её нужно было аккуратно изъять из фотоаппарата и, зарядив в фотобачок, проявить. При этом стоило лишь немного ошибиться с температурой воды или неправильно рассчитать время действия фотохимикатов – и плёнка была безнадёжно загублена. После просушки проявленной плёнки в «домашней фотолаборатории» включали красный фонарь и вносили фотоувеличитель с другими принадлежностями для фотопечати. Готовые фотографии тут же развешивались на верёвки для сушки.

 

Печать фотографий. Фото из интернет источника

 

Отечественные фотоаппараты за время своего существования обрастали всевозможными байками и легендами. Особенно много историй рассказывалось про аппараты семейства «ФЭД» (сокращение от Феликс Эдмундович Дзержинский). В одной из них советские альпинисты, поспорив с американцами, бросили фотоаппарат со скалы. Спустившись вниз, нашли его без повреждений у подножия горы. С тех пор фотоаппарат «ФЭД» с гордостью стали называть «непробиваемым».

Реальная история фотоаппаратов серии «ФЭД» не менее интересна. Первые фотоаппараты были собраны в мастерских Детской трудовой коммуны имени Ф.Э. Дзержинского в 1933 г. Сама трудовая коммуна появилась пятью годами ранее в посёлке Новый Харьков (территория современной Украины) при активном участии известного советского педагога Антона Семёновича Макаренко. Воспитанниками коммуны были беспризорники, которых в силу разных причин на просторах нашей страны было очень много. Здесь они получали кров и пищу, а также возможность работать и учиться.

 

Макаренко Антон Семёнович (1888–1939 гг.). Фото из интернет источника

 

Воспитанники коммуны. Фото из  интернет источника

 

В 1934 г. коммуна приступила к выпуску первых серийных фотоаппаратов, получивших официальное название  «ФЭД». Запущенный в производство фотоаппарат был практически полной копией немецкого фотоаппарата «Leica II». Вначале коммуне удалось выпустить только десяток фотокамер, но уже в 1935 г. их было произведено  около 15 тысяч штук. Благодаря своим небольшим размерам и надёжности фотоаппарат приглянулся военным фотокорреспондентам.

После окончания Великой Отечественной войны модельный ряд фотоаппаратов стал расширяться. В 1955 г. Харьковский завод наладил серийное производство «ФЭД-2», в 1961 г. – «ФЭД-3», в 1964 – «ФЭД-4», а в 1975 г. – «ФЭД-5».

Среди продукции завода особенно выделялся «ФЭД-3», имевший целый ряд достоинств. Так, расширенный диапазон выдержек приближал данный фотоаппарат к категории высококлассных. А встроенный в аппарат автоспуск позволял сфотографировать самого себя. Всего фотоаппаратов «ФЭД-3» было выпущено более 2 миллионов штук, часть из которых были поставлены за рубеж под названием «Revue-3».

 

Фотоаппарат «ФЭД-3». ККМ 4580. Фото: А.С. Помыткина

 

В 1948 г. Красногорский механический завод наладил серийный выпуск фотоаппарата «Зоркий», который стал родоначальником ещё одного семейства советских фотоаппаратов. Первый «Зоркий» визуально был неотличим от «ФЭДа». При этом, словно в подтверждение родства, на корпусе нового фотоаппарата красовалась гравировка – «ФЭД 1948 г. Зоркий».

Заводские разработчики постоянно заботились о повышении качества фотоаппарата и его модернизации. Так, в 1952 г. на заводе внедрили технологию литья под давлением. Такое новшество сделало корпус более прочным и надёжным. Повышение прочности породило байку, что фотоаппаратом можно забить гвоздь и продолжить снимать.

 

Фотоаппарат «Зоркий». ККМ 4748/5. Фото: А.С. Помыткина

 

Помимо серии фотоаппаратов «Зоркий» завод выпускал различные модели фотокамер «Зенит» и «Москва».

 

Фотоаппарат «Москва-5». ККМ 4726. Фото: А.С. Помыткина

 

Среди многочисленных советских моделей выделялась линейка миниатюрных фотоаппаратов, выпускавшихся  заводом «Арсенал» (г. Киев).  Первый такой фотоаппарат, рассчитанный под 16 мм фотоплёнку, увидел свет в 1960 г. под названием «Киев-Вега». Прототипом для данного аппарата послужила японская камера Minolta-16. Через 15 лет «Арсенал» приступил к выпуску фотоаппарата «Киев-30», который в Советском союзе часто называли «шпионским».  Многие школьники,  насмотревшись фильмов, мечтали заполучить такой особенный фотоаппарат.

 

Кадр из фильма «Приключения Электроника» (1979 г.). Николай Караченцов в роли Урри. В руке держит фотоаппарат «Киев-30». Фото из интернет источника

 

На самом деле «Киев-30» создавался не для службы разведки, а для обычного гражданина СССР.  Для обывателя он имел ряд преимуществ. Благодаря своим размерам (ширина всего 8 см) фотоаппарат легко помещался в кармане и всегда был под рукой. При этом он не был дорогой игрушкой – в 1975 г. он стоил около 15 рублей.  Правда, платой за все эти достоинства стала низкое качество снимков.

 

Фотоаппарат «Киев-30». ККМ 3913. Фото: А.С. Помыткина

 

За время существования Советского Союза промышленность страны выпустила более 150 моделей фотоаппаратов различных размеров и форм. Многие из них отличались простотой и надёжностью конструкции, неплохой оптикой. Стоимость любительской фотокамеры зависела от модели. Так, например, простой фотоаппарат «Смена-8М» в 1980 г. стоил 15 рублей, а более совершенный «Зенит ЕМ» – уже 140 рублей. Для сравнения  средняя зарплата рабочего на производстве равнялась 150-180 рублям в месяц.

Однако век технологий недолог. На смену плёночным фотоаппаратам пришли цифровые. Советские фотоаппараты стали достоянием музеев и коллекционеров. Но всё же некоторые любители  фотодела до сих пор используют фотокамеры, сделанные в СССР. Они считают, что только фотоплёнка способна передать тепло и душевность снимка.

 

Сушка фотографий. Фото из интернет источника

 

Открытые интернетисточники:

История и обзор советских фотоаппаратов

История советского фотоаппарата

«ФЭД-3» - фотоаппарат времен СССР

Фотоаппарат «Киев-30» обзор и инструкция 

 

Материал подготовил Помыткин А.С., н.с. Колпашевского краеведческого музея