ОТДЕЛЫ МУЗЕЯ / Филиал Музея Победы / Военно-патриотическая игра «Воздушный бой «Таран»»

Авиационные тараны 1941 года, совершённые лётчиками-сибиряками

2 / 5

Введение

Кровавая и беспощадная война, которая пропитала кровью русскую землю, унесла миллионы человеческих жизней, искалечила ещё больше судеб… Наш народ, как единое целое, боролся за жизнь, свободу и мирное небо, за счастливое будущее своих потомков, которые бы не смогли ощутить на себе те страшные последствия войны. Отвага советского народа безгранична, память о бесстрашных героях Великой Отечественной войны будет веками жить в наших сердцах…

Первые, кто принял на себя бой в этой кровавой войне, были лётчики, которые не раздумывая жертвовали своей жизнью, шли на таран.

В данной работе будут изучены подвиги лётчиков из Сибири, которые совершили авиационные тараны, выполняли свой долг перед Родиной и народом ценой своей собственной жизни, те Герои, чьи имена теперь носят школы, улицы, те Герои, которые подарили светлое будущие своим потомкам.

Цель данной исследовательской работы – изучение авиационных таранов в первый год Великой Отечественной войны лётчиками-сибиряками.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. Найти и изучить информацию о лётчике Черных И.С.
  2. Найти и изучить информацию о лётчике Кузьмине Г.П.
  3. Найти и изучить информацию о лётчике Тотмине Н.Я.

 

Иван Сергеевича Черных (1918 – 1941 гг.)

Черных Иван Сергеевич (1918 – 1941 гг.) – лётчик 125-го бомбардировочного авиационного полка (Ленинградский фронт), младший лейтенант.

Иван Сергеевич родился 2 февраля 1918 года в Кировской области в крестьянской семье. Отец погиб в Гражданскую войну. В 1928 году в возрасте 10  лет его семья переехала в Томск.

Дом семьи Черных Ивана Сергеевича в г. Томске

Окончил школу № 4, а позже, в 1936 году – школу фабрично-заводского ученичества при заводе «Металлист». После работал слесарем-сборщиком на Киселёвском машиностроительном заводе. В 1937 году вступил в ряды комсомольцев, что позволило ему связать себя с авиацией – сначала учился в аэроклубе, затем был направлен в новосибирскую военно-авиационную школу. После её окончания Иван Сергеевич вышел хорошо подготовленным лётчиком в звании младшего лейтенанта1.

В июне 1940 года Иван Черных прибыл для прохождения военной службы в 125-й бомбардировочный авиационный полк Белорусского Особого военного округа, где совершал свои вылеты на бомбардировщике.

С самых первых дней Великой Отечественной войны Иван Сергеевич участвовал в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Наносил авиационные удары в Белоруссии по бронированным колоннам врага. За семь дней работы на западном направлении совершил 13 боевых вылетов на бомбежку механизированных и танковых колонн фашистов, артиллерийских и миномётных позиций2.

В августе полк получил новые пикирующие бомбардировщики Пе-2, которые так понравились Ивану Сергеевичу и его товарищу стрелку-бомбардиру Семёну Кирилловичу Косинову.3 В сентябре 1941 года экипаж Черных прибыл на Ленинградский фронт, где выполнял важные задания по бомбёжке войск и технике гитлеровцев, за которые младший лейтенант был удостоен четырёх благодарностей командования, награждён орденом и медалью. В то время фашисты рвались вглубь страны, они замкнули в кольцо окружение Ленинграда и подошли к Пулковским высотам, наши войска упорно сражались за каждый метр земли, активно участвовали и лётчики. Особенным был ноябрь, когда разведка добыла информацию о намерениях фашистов сорвать празднование в Ленинграде годовщины Великого Октября. Советскими силами сбит немецкий лётчик, который заявил, что Гитлер отдал приказ 7 ноября бомбёжкой и артобстрелом превратить город в руины. Воздушная разведка подтвердила намерения противника фотографиями двух вражеских аэродромов, на которых находилось огромное количество немецких бомбардировщиков. Решили действовать на опережение противника. Полк пикирующих бомбардировщиков первым наносил удар. Дважды летал туда и экипаж Черных. Но на этот раз задание было особенно важным, да и условия для его выполнения сложились непростые. Совершенно естественным было предположить, что при таком сосредоточении самолётов на одном аэродроме противник постарается создать и усиленное его прикрытие. Так оно и было. А тут ещё и погода ухудшилась: сплошная облачность, снежные заряды. Под командованием майора Сандалова удалось совершить задуманное – море огня бушевало на аэродроме врага, план Гитлера был разрушен.

А к декабрю 1941 года у экипажа Черных И.С. на счету уже было более 60 боевых вылетов. Тогда и наступил перелом и на Волховском участке, фашисты покатились назад, неся большие потери. Однако гитлеровское командование не хотело смириться с провалом своих планов и накапливало силы, создавало «клин» для нового удара. Командир 125-го бомбардировочного полка майор А. Свинин (неделей раньше В.А. Сандалов был назначен командиром дивизии) приказал выполнить эту задачу экипажам старшего лейтенанта В. Солдатова и младшего лейтенанта И. Черных. 4   Перед станцией Чудово бомбардировщики встретили стену огня зенитной артиллерии. Впереди, на дороге, длинной лентой растянулась вражеская колонна. Экипаж Солдатова начал бомбить её. Вслед за ним очень точно, словно во время учебного полёта, а не с горящей машины, экипаж младшего лейтенанта Черных положил всю серию бомб вдоль колонны, и их разрывами разметало машины. Черных ещё не терял надежды сбить пламя. Экипаж мог ещё отвернуть в сторону от скопления вражеских войск. Но лётчики приняли другое решение. Никто не знает, как они его обсуждали и принимали. Радио молчало, и командир группы Солдатов не слышал их голоса. Видно, сердца Ивана Черных, Назара Губина, Семёна Косинова бились в одном ритме, мысли работали в одном направлении. Фактом стало то, что все трое продолжали выполнять боевое задание. Командир группы видел, что лётчик уже с трудом управляет бомбардировщиком. Вот он увеличил скорость, обогнал ведущего, и устремился к скоплению техники и войск на дороге. Какой нужно обладать волей, чтобы так твёрдо держать горящий самолёт на боевом курсе, на последнем боевом! Иван Черных знал, что делает, и руки его, крепко державшие штурвал самолёта, не дрогнули. Бомбардировщик шёл строго над дорогой. Высота всё меньше и меньше... В этот момент горящий бомбардировщик резко пошёл вниз и, словно огненный метеор, на полной скорости врезался в колонну вражеских машин. Над дорогой взметнулось пламя взрыва.

Иван Черных, Семён Косинов и Назар Губин нанесли свой последний удар по фашистским захватчикам и погибли смертью героев. Им было тогда по 23 года.

Вскоре в полку состоялся ещё один митинг. Он тоже был посвящён героическому экипажу. На митинге командир полка зачитал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1942 года о присвоении Ивану Сергеевичу Черных, Семёну Кирилловичу Косинову и Назару Петровичу Губину званий Героея Советского Союза.

Память о славных героях живёт в народе. В Ленинграде их именами названы улицы, школы. Киселёвскому машиностроительному заводу, с которого ушёл в авиацию Иван Черных, присвоено имя отважного лётчика, в школе № 24 уже тридцать лет работает музей Черных, одна из улиц района машзавода носит имя Героя. Именем Героя названы улицы в Ленинграде, Советске, Томске, судно Министерства морского флота, школа № 4 и кинотеатр в Томске.

Похоронен Иван Сергеевич в г. Чудово Новгородской области. Беспрерывным потоком идут машины по шоссе через г. Чудово. При въезде в город установлен обелиск в память совершённого здесь подвига. Там, где закончилась огненная трасса легендарного бомбардировщика, кипит жизнь.

 

Георгий Павлович Кузьмин (1913–1943 гг.)

 

Георгий Павлович Кузьмин – капитан, командир эскадрильи 239-го истребительного авиационного полка 235-й истребительной авиационной дивизии 2-го смешанного авиационного корпуса 8-й воздушной армии Южного фронта, Герой Советского Союза (1943).5

Георгий Павлович родился 21 апреля 1913 года в селе Нагорное Красноярского края в семье крестьянина. В 1920 году произошла трагедия – смерть отца, после чего семилетнему Георгию пришлось стать батраком. После окончания 7 классов неполной средней школы в селе Рыбное Рыбинского района Красноярского края он работал в сельском хозяйстве, в 1928 году вступил в Комсомол. В ряды Красной армии вступил в 1930 г., а в 1932 г. окончил с отличием Вольскую объединённую военную школу лётчиков и авиационных техников. Служил на технических должностях в частях ВВС.

За участие в боях на реке Халхин-Гол в 1939 г. Георгия Кузьмина наградили орденом Красного Знамени. В 1940 г. он окончил 1-ю Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу лётчиков имени А.Ф. Мясникова, а когда началась Великая Отечественная война, с 22 июня 1941 г. уже был на фронте.

Вечером 27 июня 1941 г. старший лейтенант Кузьмин вылетел в шестой раз за этот день на И-153 во главе звена в составе группы под командованием дважды Героя Советского Союза Г.П. Кравченко на прикрытие наземных войск в районе города Лепель, западнее белорусского Витебска. Вскоре показалась группа вражеских бомбардировщиков Ju-87, шедших плотным строем. Кузьмин повёл звено в атаку и сбил самолёт ведущего. Ведомые уничтожили второй «юнкерс». Остальные бомбардировщики освободились от бомб и повернули назад. Вскоре им на смену пришла новая группа бомбардировщиков под прикрытием истребителей. Кузьмин вновь повёл звено в атаку и связал противника боем. Когда горючее было на исходе, он дал команду ведомым возвращаться на аэродром. В это время он заметил одиночный Ju-87, который выскочил из-за облаков и попытался сбросить бомбы на позиции наших войск. Кузьмин немедленно атаковал его и очередью поразил стрелка. Затем он подошёл к «юнкерсу» ближе, чтобы ударить наверняка. Но патронов уже не было. Тогда Кузьмин нанёс удар винтом по хвосту бомбардировщика. Потеряв управление, противник пошёл к земле. Сам Кузьмин благополучно совершил посадку на своём аэродроме. За этот подвиг был награждён орденом Красного Знамени.6

11 ноября 1941 г. во время патрулирования в районе Брянска Георгий Кузьмин обнаружил девятку бомбардировщиков противника и атаковал их. В завязавшемся воздушном бою он сбил два бомбардировщика, но от прямого попадания в бензобак его И-153 загорелся. С большим трудом ему удалось посадить истребитель на первой попавшейся площадке. Раненный в ноги, Кузьмин полз по снегу, пока его не подобрали и не спрятали в одном из домов местные жители. Через некоторое время он попытался пробраться к своим, но был схвачен немцами. Ему удалось бежать из лагеря военнопленных. Месяц воевал в партизанском отряде. Затем его переправили через линию фронта. В госпитале пришлось ампутировать ему ступню левой и треть ступни правой ноги: он их обморозил, пока полз. Три месяца провёл в госпиталях. После усиленных тренировок научился ходить на протезах. Добился разрешения вернуться в строй. Освоил Ла-5. Позже воевал на Сталинградском и Южном фронтах.

Звание Героя Советского Союза Георгию Павловичу Кузьмину присвоено 28 апреля 1943 г. за 270 боевых вылетов, 90 воздушных боёв, 15 лично и шесть в группе сбитых самолётов противника.

18 августа 1943 г. помощник командира по воздушно-стрелковой службе 9-го гвардейского истребительного полка 8-й воздушной армии Южного фронта гвардии майор Кузьмин вступил в неравный воздушный бой в районе города Снежное Донецкой области. В ходе боя его «Аэрокобра» была подбита, он выбросился с парашютом, но купол загорелся, лётчик погиб и был похоронен пехотинцами.

Всего Г.П. Кузьмин совершил 280 боевых вылетов. В воздушных боях он сбил лично 22 самолёта противника и семь — в группе. Награждён орденом Ленина (1943), двумя орденами Красного Знамени.

Бюст Георгия Павловича Кузьмина установлен в селе Рыбном Рыбинского района. Его именем названа школа, улица в городе Заозёрном Рыбинского района.

 

Тотмин Николай Яковлевич (1919–1942 гг.)

Тотмин Николай Яковлевич – лётчик 158-го истребительного авиационного полка 39-й истребительной авиационной дивизии Северного фронта, старшина, Герой Советского Союза (1941).7

Николай Яковлевич родился 19 декабря 1919 г. в селе Усть-Яруль ныне Ирбейского района Красноярского края. Учился в семилетней Ирбейской средней школе, работал в колхозе. В 1936 г. поступил учиться в Канский сельскохозяйственный техникум, а затем – в аэроклуб. В Красную армию был призван в 1939 г. В 1940 г. окончил Батайскую военную авиационную школу пилотов имени А.К. Серова. Служил в 15-м истребительном авиационном полку. Призван на фронт с первых дней войны.8

Всего совершил 63 боевых вылета, сбил лично два самолёта противника, один из которых тараном. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» старшине Тотмину Николаю Яковлевичу присвоено 22 июля 1941 г. за первый в мире лобовой таран самолёта противника. Тотмин Н.Я. утром 4 июля 1941 г. первым поднялся в воздух на истребителе И-16 для отражения налёта вражеской авиации на аэродром Рожкополье. Набрав высоту, он обнаружил восемь бомбардировщиков Ju-88, которые уже заходили в атаку на стоянку самолётов. Тотмин бросился им наперерез и с первой же атаки подбил ведущего. Строй «юнкерсов» распался. Продолжая атаковать, Тотмин поджёг второй и хотел его добить, но в это время сзади появились истребители сопровождения Me-109. Оставив повреждённые бомбардировщики, Тотмин развернулся и пошёл в лобовую атаку. В последний момент фашист хотел отвернуть в сторону, но Тотмин, накренив свой истребитель, крылом срезал плоскость «мессершмитта». Тот, кувыркаясь, упал на окраине аэродрома и сгорел. От удара И-16 потерял управление и вошёл в штопор. Тотмин попытался выпрыгнуть, но поток воздуха помешал этому. Тогда он руками выбросил купол парашюта за борт – и тот вытащил его из кабины на высоте 50 м.9

Старший лейтенант Н.Я. Тотмин погиб в групповом воздушном бою 23 октября 1942 г. недалеко от города Тосно Ленинградской области. Его самолёт упал в болото на оккупированной территории. Останки лётчика и его самолёта «Киттихаук» обнаружены в районе посёлка Гладкое в 1990 г. в Тосненском районе Ленинградской области.10

Члены поискового отряда обстоятельно описали место падения самолёта. Оно представляло собой воронку диаметром 2 м, заполненную водой. Рядом находились покорёженные части самолёта (стойка шасси, дюралевая обшивка, бронеспинка). Самолёт был производства США. Воронка была разрушена, так как после войны эта территория распахивалась тракторами для лесопосадок. Останки погибшего пилота встречались по всему периметру воронки. Всё указывало на то, что самолёт упал с большой высоты на твёрдый грунт с рабочим двигателем. Из личных вещей лётчика обнаружены фрагменты офицерского ремня, крючки от парашюта, части кожаного реглана.

В мае 1994 г. останки лётчика были перевезены на его родину и похоронены в селе Усть-Яруль.

Одна из улиц Красноярска была названа именем Героя Советского Союза Тотмина Николая Яковлевича (решение Красноярского горисполкома от 25 апреля 1967 г. № 194). Его именем также названы улицы в сёлах Усть-Яруль и Ирбейское. Мемориальные доски Н.Я. Тотмину установлены в городе Тосно и в селе Усть-Яруль.

 

Заключение

С момента окончания Второй Мировой войны в отечественной историографии прочно утвердилось мнение о том, что воздушный таран – это чисто советская форма ведения боя, которой нет в арсеналах ВВС других стран. 
Авиационный таран – крайнее оружие, применяемое лётчиками в ситуации, когда, как им кажется, цена одной жизни ничего, по сравнению с результатом, который принесёт столкновение их боевого корабля с вражескими силами.

В данном исследовании были рассмотрены три авиационных тарана.

Герои Черных И.С., Кузьмин Г.П., Тотмин Н.Я. совершили подвиг, пожертвовав собой. Их имена увековечены в памяти народа и городов:

  1. Киселёвскому машиностроительному заводу, с которого ушёл в авиацию Иван Черных, присвоено имя отважного лётчика, в школе №24 уже тридцать лет работает музей Черных, одна из улиц района машзавода носит имя Героя. Именем Героя названы улицы в Ленинграде, Советске, Томске, судно Министерства морского флота и школа.
  2. В память Георгия Павловича Кузьмина установлен бюст в селе Рыбном Рыбинского района. Его именем названа школа, улица вгороде Заозёрном Рыбинского района.
  3. В память Тотмина Николая Яковлевича названа одна из улиц Красноярска. Его именем также названы улицы в сёлах Усть-Яруль и Ирбейское. Мемориальные доски Н.Я. Тотмину установлены в городе Тосно и вселе Усть-Яруль.

Герои Советского Союза отважно боролись за победу в этой кровавой войне, приближали долгожданный день, безоговорочно выполняли боевые здания.

 

Работу выполнила группа обучающихся 11 класса:

Волин Алексей, Раткина Полина, Малова Ульяна, Гутов Данил, Ермашов Данил

Руководитель группы учитель истории и обществознания Васильева А.Ю.

 

Список использованной литературы

 

  1. Бессмертный полк. Иван Сергеевич Черных [Электронный ресурс] Режим доступа 
  2. Герои страны. Кузьмин Георгий Павлович [Электронный ресурс] Режим доступа 
  3. Герои страны. Иван Сергеевич Черных [Электронный ресурс] Режим доступа 
  4. Красные соколы. Советские летчики 1936-1953. Тотмин Н.Я. [Электронный ресурс] Режим доступа 
  5. Память народа. Тотмин Н.Я. [Электронный ресурс] Режим доступа 
  6. Память народа. Семён Кириллович Косинов [Электронный ресурс] Режим доступа                               
  7. Победа Тотмин Николай Яковлевич [Электронный ресурс] Режим доступа
  8. Энциклопедия Красноярского края. Кузьмин Георгий Павлович [Электронный ресурс] Режим доступа   
  9. Энциклопедия Красноярского края. Кузьмин Георгий Павлович [Электронный ресурс] Режим доступа

___________________________________________________

Бессмертный полк. Иван Сергеевич Черных [Электронный ресурс] Режим доступа 

2 Герои страны. Иван Сергеевич Черных [Электронный ресурс] Режим доступа 

3 Память народа. Семён Кириллович Косинов [Электронный ресурс] Режим доступа 

4 Бессмертный полк. Иван Сергеевич Черных [Электронный ресурс] Режим доступа              

5 Энциклопедия Красноярского края. Кузьмин Георгий Павлович [Электронный ресурс] Режим доступа

6 Герои страны. Кузьмин Георгий Павлович [Электронный ресурс] Режим доступа  

7 Победа 1945. Тотмин Николай Яковлевич  [Электронный ресурс] Режим доступа 

8 Энциклопедия Красноярского края. Кузьмин Георгий Павлович [Электронный ресурс] Режим доступа

9 Красные соколы. Советские лётчики 1936–1953. Тотмин Н.Я. [Электронный ресурс] Режим доступа 

10 Память народа. Тотмин Н.Я. [Электронный ресурс] Режим доступа