Архив / История в документах

1917 –й. Консерватория в Томске (штрихи к музыкальному портрету Томска в период революционных событий)

76 / 130

Свержение самодержавия вызвало рост гражданской активности населения,  привело к расширению спектра форм и методов самоорганизации масс.

Томск стал центром общественно-политического развития обширного региона, здесь собирались и работали съезды, конференции, совещания многих, только что созданных политических, общественных, культурно-просветительских объединений.

На региональном уровне реализация гражданских инициатив имела свои особенности, проявляясь в специфических формах.

Открытие первых в азиатской России высших учебных заведений – Сибирских высших женских курсов,  государственного университета, позже технологического института – выдвинуло Томск в первый ряд культурно-образовательных центров страны. В развитии Томска совмещались все достижения и противоречия российской жизни начала ХХ века. Здесь создавались и действовали образовательные и культурные учреждения, формировались многочисленные научные, просветительские, благотворительные организации, оказывавшие благотворное воздействие на общество.

Какую же роль революционный 1917 год  сыграл  для развития культурной жизни Томска?

Конечно, необходимо отметить всплеск музыкальной, театральной, кинематографической жизни.

В частности -  3 сентября  1917 года состоялось торжественное открытие Народной консерватории в Томске – высшего учебного заведения, основанного на музыкальной школе Тютрюмовой Феофании Николаевны (пианистке, жены скрипача Медлина Якова Соломоновича), и хорового певческого общества.

На фото – Пианистка
Тютрюмова Ф.Н.
(в центре), скрипач
Медлин Я.С. (слева)

Но всё по порядку.

История музыкальной жизни Томска уходит корнями вглубь времени. В конце XIX века было учреждено Томское отделение императорского русского музыкального общества.

Первый дирижер Томского симфонического оркестра – Маломет Моисей Исаевич – был членом императорского русского общества.
Конец XIX века

Были открыты музыкальные классы, преобразованные в 1912 году  в музыкальное училище. Вот что писал Николай Константинович Александриди (виолончелист, преподаватель музыкального училища) в своих воспоминаниях о необходимости консерватории в Томске:

Виолончелист Александриди Николай Константинович

«…За Томском укрепилось «звание» города науки и культуры. Эти изменения в культурной жизни Томска и были одним из основных  стимулов открытия в 1893 году Томской музыкальной школы, которая , в свою очередь, явилась центром, объединившим томскую интеллигенцию в области музыки. Концерты Русского музыкального общества, носившего до тех пор характер более или менее дилетантских, с появлением квалифицированных музыкантов в лице педагогов школы, становятся более регулярными и профессиональными.   …В Томске к тому времени было уже музыкальное училище со всеми классами и весьма солидной программой…

…К моменту Великой Октябрьской революции Томское музыкальное училище уже имело почти 25-летний стаж и располагало настолько значительными творческими кадрами, что могло своими силами ставить не только камерные и симфонические концерты, но и оперы».

Воспоминания
Н.К. Александриди

Общественная жизнь бурлила, активность всех была на небывалой высоте, свобода в действиях давала о себе знать, и вот на этой почве¸ в конце марта 1917 года в музыкальном училище состоялось общее собрание певцов томских хоров, на котором обсудили вопрос о создании профсоюза  ( позже был создан союз оркестрантов, в правление которого вошли музыканты Яков Соломонович Медлин, Моисей Исаевич  Маломет).

Музыканты Томска

А в апреле члены Сибирского хорового общества в целях расширения организации преобразовали ее в Сибирское музыкальное певческое общество.

Квитанции
Маломета М.И., где он числился членом сначала одного, потом другого общества.
1917 год

Позже, в мае, томские музыканты собрались и обсудили в Томске создание Народной консерватории.

 Из воспоминаний  Александриди Н.К.

…«Если Томск 80-х годов был таким же купеческим городом, как Омск или Иркутск, то открытие в нем университета в 1888 году в значительной мере изменило физиономию города, а в 1901 году технологический институт еще более поспособствовал этому. Наличие этих высших учебных заведений было причиной появления в Томске большого количества интеллигенции».

 Для реализации данной миссии  хватило свободы действий в новых условиях, но не хватало другого  необходимого – денег.

Денег, которых не могла выделить новая власть ни города, ни губернии.

Решили  зарабатывать самостоятельно на концертах и скапливать средства. По имеющимся свидетельствам играли и пели на всех городских городских площадях, в саду «Буфф» и Горсаду. Исполнялись русские песни, оркестровые мелодии, собирали деньги в фонд будущей консерватории.

Программы концертов и мероприятий

И вот, наконец, 3 сентября  1917 года состоялось торжественное открытие Народной консерватории в Томске – высшего учебного заведения.

В архиве сохранилась программа одной из первых опер, прошедших в Томске, через небольшое время после открытия высшего заведения.

Программа оперы «Хованщина».
21 ноября 1917 года

Продолжение в следующей публикации.

 

Более подробно с материалами и документами вы можете ознакомиться в научном архиве музея.

Подготовила
заведующая научным архивом музея

Тимофеева Ольга Юрьевна

14 августа 2017 года