«Художник-самородок» — так называют его односельчане. «Он не был крупномасштабной, видной фигурой в нашем районе, жил тихо, скромно, слывя среди знакомых большим чудаком, романтиком-фантазёром», — так писали о нём районные газеты.
Павел Филиппович Дубовик — непрофессиональный художник из села Подгорного Чаинского района. По профессии Павел Филиппович был поваром (техником-технологом общественного питания), всю жизнь держал подсобное хозяйство.
Об отце вспоминает одна из его дочерей: «Отец отменно пёк блины! Всякий раз в студенческие годы, приезжая домой на каникулы, я заказывала ему на завтрак: «Батя, напеки блинов!». Широко молча улыбнётся и чуть свет затопит печь, будя всех домашних ароматом своих фирменных блинов. В детстве любил кормить нас своими кашами и пюре, натирал на тёрке морковь, пересыпал сахаром и потчевал, рассказывая о полезности блюда. Все любили отцовский варенец и молочный кисель, а вот борщи варила только мама. Нелегко ей было — творческие люди в быту нередко не приспособлены. Зато у нас дома всегда было интересно».
Нестандартность личности Дубовика заключалась в том, что природа наградила его самобытным даром художника.
В минуты и часы свободного от быта времени он тратил на рисование картин. У него была и своя творческая мастерская в отдельной избушке рядом с жилым домом в с. Подгорное. Там он рисовал свои сочные, «сарьяновские» картины, воспевая в них природу сибирской земли.
Его творения трудно описать словами, их надо смотреть! Они неповторимы, они нарушают все каноны традиционной живописи. Отличаются выразительностью, сочностью и невероятным сочетанием красок.
В Томске «по инициативе сотрудников картинной галереи персональная выставка П.Ф. Дубовика в Томском областном художественном музее имела большой успех. Для самого автора это признание какой-то значительной роли не играло. Он напрочь был лишён эгоизма, честолюбия и прагматизма. Его чистая, светлая душа излучала добро, жизненный оптимизм. Он мог часами увлечённо рассказывать о замеченных цепким глазом художника красотах в нашей скупой сибирской природе. Так жить и творить мог только он. В суете и сумятице нынешней действительности такие личности — исключительная редкость», — писал П. Юрин
Из воспоминаний дочери Дубовика:
«Прилёт зимой первых снегирей был в нашей семье самым настоящим событием! Они появлялись всегда под сиренью, их было хорошо видно в кухонное окно. Отец радостно созывал всю семью полюбоваться этими красногрудыми красавцами, а сам уже делал наброски. Я до сих пор всё с тем же детским восторгом встречаю их прилёт, глядя теперь уже из своего кухонного окна. Это стало непреложной традицией. В эти мгновения всякий раз вспоминаешь отца, его искрящиеся глаза и неподдельную радость. А ещё мы ждали прилёта скворцов, вместе наблюдали, как они заселяют свои домики-скворечники, хлопочут, кормят птенцов...»
Художник был очень щедр. И во многих домах жителей села висят его картины. Он просто дарил свои «красочные шедевры» всем, кто мог восхищаться его талантом.
Никто не знает их стоимостью. Автор никогда не пытался дать профессиональную оценку художественным достоинствам своих работ: бессеребренник, абсолютно лишённый чувства «бизнеса».
В «Музее кулайской культуры» (филиале Томского областного краеведческого музея в с. Подгорное) хранятся эти уникальные душевные работы, которые были переданы родными на хранение после трагической гибели художника.
Более подробно с материалами и документами вы можете ознакомиться в научном архиве музея и «Музее кулайской культуры»
Подготовила заведующая научным архивом музея
Тимофеева Ольга Юрьевна
24 марта 2020 года.