Архив / История в документах

Для нас важно знать Ваше мнение о нас! (или немного о маркетинге 1920-х…)

31 / 129

…Сегодня общение с покупателями в магазинах или клиентами в различных сервисных центрах, посетителями различных досуговых учреждений включает в себя получение информации о степени удовлетворённости посетителя.. А если говорить о музеях, и, в частности, о нашем музее – то есть бесценные Книги отзывов, красноречивые свидетельства которых (в виде документальных материалов Книг отзывов или Книг «пожеланий, впечатлений, рекомендаций») помогают учреждению становиться лучше и полезнее…

Из Книг отзывов мы сегодня можем почерпнуть самую разную информацию о выставках, о впечатлениях посетителей об этих выставках и вообще о посещении музея, о том, какими были посетители в 20-х годах, в 50-х, в 90-х… А посетители были разными. Неравнодушными! Желали сотрудникам музея «устранить недостатки» и «развития в высшей степени».

08.03.1925 г.

«Осматривая вещи музея я остался доволен и желаю музею развития до высшей степени…»

15.03.1953г.

«Отмечая хорошее впечатление, которое оставляет Краеведческий музей, отмечаем некоторые недостатки:

1. Не у всех экспонатов имеются поясняющие надписи.
2. Не полностью отражены растительный и животный мир области, например, нет чучела лося, глухарь имеет жалкий вид… тоже относится к зайцу и лисе.
3. В шкаф из красного дерева работы китайских мастеров безжалостно забит большой гвоздь.

...Хотелось бы, чтобы к следующему посещению эти недостатки были устранены.

Работники ТПИ»

«Читаете ли про наши пожелания?»

(10.03.1928 г.)

 «В книге пожеланий высказано очень много хороших и дельных пожеланий. Многие даже повторно. Вношу предложение рационализировать постановку ведения этой книги.

1. Завести более приличную книгу.
2. Каждую страницу в книге разделить так, чтобы рядом с пожеланиями или вопросами посетителей можно было посмотреть ответ администрации музея.
3. Обязать администрацию музея дать эти ответы и разъяснения.

Такая постановка дела привлечет  больше посетителей и не будет опасности, что наши благие пожелания могут [оказаться непринятыми].

Лесовод Павлов

25.03.1925 г.

Присоединяюсь к мнению лесовода.

Маслов.»

Как и сегодня, тогда, в 20-х, велась активно работа с отзывами посетителей. И мы это тоже можем видеть на страницах Книг отзывов. Порой этот заочный диалог вызывает улыбку. Но так было!

17.10.1954 г.

«я уже в 3-й раз была в этом музее и все 3 раза я была возмущена им.

Н. Кандюрина»

 Ответ сотрудника музея:

«зачем же приходила во 2-й и 3-й раз?»

Порой от музея требовалось исполнить совсем несвойственные ему функции:

26.02.1956 г.

«Мы с подружкой посетили музей и нам очень понравились вышивки и детская кроватка, но что-то очень удивительно, что в музее стоит кровать детская и написано «Производство г. Томска». А на самом деле таких кроватей в магазине нигде не увидишь, а только в музее.

Ответьте же на вопрос почему?»

 Ответ сотрудника музея:

 «Неправда. Как раз в эти дни 28.02–5.03.1956 г. такие кроватки продаются в детском универмаге по пр. Ленина, 2. Ст. смотр. музея...»

 Такими были взаимоотношения сотрудников музея и посетителей. Но то, что был интерес и благодарность за работу и просвещение, это тоже подтверждают документы.

...Что написано пером не вырубишь топором..

И результаты не заставляли себя ждать.

Более подробно с материалами и документами вы можете ознакомиться в научном архиве музея

Подготовила заведующая научным архивом музея
Тимофеева Ольга Юрьевна

20 февраля 2020 года