В следующем году, 18 марта, официально исполняется 95 лет с момента начала работы музея.
В преддверии этого события планируется публиковать в рамках данной рубрики наиболее интересные документы, касающиеся истории музея.
Документ , который хранится в фондах архива, думается, представляет интерес как вообще, так, в частности потому, что автором данной работы является первый директор музея – Михаил Бонифатьевич Шатилов - «Исторический очерк и обзор Томского краевого музея с 1922 -1926 гг.»
«Приступая к историческому очерку Томского Краевого Музея, возникшего всего лишь в 1922 году, невольно задаешься вопросом о прошлом г. Томска в отношении его музейной деятельности. Наиболее культурный город в Сибири – Томск – это «Сибирские Афины» до сих пор не имел своего достаточно полного Музея.
Среди больших сибирских городов нет ни одного, где бы не было музея; и лишь один Томск среди почти всех сибирских городов не имел до последнего времени Музея. Как же это случилось и чем это объясняется? Несомненно, это странное явление имеет свои основания в особых условиях местной жизни, в историческом прошлом Томска»*
Из беседы Шатилова М.Б. с Н. Потаниным выяснилось, что
«когда в Сибири возникал первый отдел Географического Общества в Иркутске,.. и в последующие два - три десятилетия Томск был захолустным трактовым сибирским городком – городом ямщика и купца, не имея достаточного кадра местной интеллигенции, …здесь не мог возникнуть Музей. Со времени же пробуждения русской общественности, в 60-е годы, когда в Томске уже создается ядро передовой интеллигенции, все силы, все внимание местной общественности направляются на создание Сибирского Университета именно в Томске. Усилиями этой интеллигенции, неослабной, горячей пропагандой идеи созданием Сибирского Университета сибирскими публицистами Н.М. Ядринцевым,
Г.Н. Потаниным и др. создается в конце концов первый рассадник знания в Сибири – Университет, с которым соединялись все чаяния и надежды на светлое будущее страны. Могли ли в таких условиях отвлекаться местные общественные силы на создание местного Музея – конечно нет – они все были поглощены большой идеей создания Универститета !»*
«Начальный момент в истории возникновения Томского краевого Музея, документально зафиксированный, относится к 14 февраля 1920 года, когда специальной Комиссией был произведен осмотр мебели бывшего архиерейского дома, так называемого дома Асташева, являющаяся ценным образцом мебели стиля «Ампир» и самого здания этого ценнейшего художественно-архитектурного памятника в том же стиле «Ампир». В результате осмотра этих памятников искусств упомянутая Комиссия в составе художников
Д. Ильина, Г. Засыпкина, М. Берингова и М.М. Полякова постановила: «констатируя факт уничтожения и порчи весьма редких памятников искусства XIX века в бывшем архиерейском доме, Комиссия в интересах сохранения в дальнейшем уцелевших предметов постановила: 1) сделать опись предметов, 2) немедленно предложить Отд. Нар. Образ объявить охрану означенных в описи предметов государственной важности, взять их на учет и установить непосредственную охрану их, 3) для сохранения обстановки необходимо предоставить помещение бывшего архиерейского дома под «Музей старины и революции», 4) обо всем вышеизложенном довести до сведения Наркомпроса тов. Луначарского»Мы не могли не привести в подлиннике этого документа по истории возникновения Музея, послужившего исходным пунктом во всей дальнейшей работе по его созданию».*
… «Обращая ретроспективный взгляд на пройденный путь, Краевой Музей с чистой совестью может сказать: «Я сделал, что мог, пусть другие сделают больше», а невероятные затруднения , индеферентизм окружающей среды и жестокие тернии на его пути невольно обращают наше внимание к «Апологии Музея» статье помещенной в одной из книг Казанского Музейного Вестника * ( Казанский Музейный Вестник» № 2 -1922 г.) выдержками из которой и позволим закончить наши очерки…»*
«Усвоив этот взгляд на значение и назначение Музея вообще, мы не находим достаточно горячих слов убеждения, чтобы обратиться ко всем учреждениям, организациям и отдельным лицам с призывом проводить практически идею широкой поддержки Томского Краевого Музея, как важного культурного учреждения Томского Края, ибо лозунг: «познай свой край» - это значит не только сам познай, но и «дай познать другим!»*
*Архив ТОКМ. - Ф.1. – Оп.1. – Д.5;
Архив ТОКМ. – Ф.1. – Оп. 13. – Д.474
Материал для выпуска подготовила заведующая научным архивом
Ольга Тимофеева.
15.12.2016