Кто сколько-нибудь знаком с русской историей по данным источников или по художественным произведениям, имеет собственное представление о месте и роли в ней женщин.
Представления эти в той или иной степени полярны.
Конечно, для создания целостной картины необходимы анализ и исследования.
А пока архивные документы позволяют объективно представить, какими женщины были разных профессий, в разные времена …
Фотографии артисток, имевших огромную популярность в начале минувшего века, посетивших наш город (по материалам 1903–1929 годов научного архива ТОКМ).
Критики о ней писали:
«О „Жрице огня“: „Лучшей исполнительницы для заглавной роли, как г-жа Тумакова, нельзя и желать. У артистки превосходный голос, чистый и звонкий; такие голоса редки у опереточных актрис.“
Игра госпожи Тумаковой не похожа на трафаретное исполнение, и публика по достоинству награждала артистку непрерывными аплодисментами.»
Училась в Одесском музыкальном училище у Э. Млынарского. Окончила Московскую консерваторию по классу скрипки профессора И. В. Гржимали, продолжила обучение в Бельгии.
Концертировала в России и за рубежом. В 1924 в Париже выступала в концерте в зале Gaveau, на вечере Одесского землячества, благотворительном концерте в пользу Русской гимназии в Париже и других. Сольные выступления состоялись в зале Agriculteurs 1924 и 1925.
В США приехала в 1925, жила в Нью-Йорке, с 1927 в Филадельфии. Преподавала в Музыкальном институте Кёртис. Выступала с симфоническими оркестрами в качестве солистки.
В августе 1912 года «Жизнь Алтая» на своей первой полосе афишировала небывалое для Барнаула событие. Газета сообщала, что по возвращении из пятилетнего путешествия по Англии, Германии, Франции, Швейцарии, Австро-Венгрии, Балканскому полуострову и Европейской России – «проездом в Барнауле! только два больших концерта!» – выступит капелла Маргариты Агреневой-Славянской.
Вся сравнительно недолгая жизнь певицы прошла на виду. После оперетты "Цыганские песни в лицах" к ней пришло признание, ее имя постоянно мелькало на страницах газет. С 1904 года ее жизнь стала постоянной гастролью. Вяльцева покорила Россию, ей рукоплескала вся страна. Для провинциальных городов ее приезды всегда становились праздниками. Вот откуда всероссийская известность певицы, вот зачем ей нужен был тот легендарный вагон и вот откуда те большие деньги, которые она заработала собственным трудом. Ведь тогда не было ни радио, ни телевидения, и когда приезжала в какой-нибудь захолустный город сама Вяльцева - в собственном вагоне, красивая, богатая, с артистами из столицы, - люди валом валили на ее концерты, платили в три раза дороже обычного, чтобы не только послушать Вяльцеву, но и посмотреть на эту необыкновенную женщину.
… Социалистический строй в нашей стране внёс, конечно, коррективы к тому – какими могут быть женщины.
Но, думается, по-прежнему, общество почитает и гордится этой половиной человечества!
Подготовила заведующая научным архивом
Ольга Тимофеева
02.03.2016
С подробностями дел вы можете ознакомиться в архиве музея.