Архив / История в документах

Филумения и массовое средство информации и пропаганды в СССР

105 / 129

Спичечные этикетки – предмет вожделения многотысячной армии коллекционеров, которых во всем мире называют филуменистами. Красивое слово, означающее по-гречески «любитель огня», придумала в 1950-х годах англичанка Марджорри Эванс, обладательница коллекции в 35 тысяч этикеток. До неё таких людей называли «лэйбелистами» ( от англ. label – «этикетка»).

Коллекционеры спичечных этикеток появились еще в XIX веке, когда шведская фабрика братьев Лундстремов в Йенчепинге выпустила для привлечения покупателей серию спичечных коробок с 30 разными красочными пейзажами. В 1890-х годах на ее коробках появилась серия из 60 иллюстраций к английским сказкам и пословицам.

В СССР филумения – в отличие от нумизматики, имевшей дело с драгоценными металлами, - всячески поощрялась. Знаменитая Балабановская фабрика даже выпускала специальные наборы для коллекционеров – красные дни календаря, зверушки, корабли. Как самое массовое в СССР средство информации – тиражи этикеток доходили до сотен миллионов – спичечные этикетки подвергались жесткой цензуре. Во времена Сталина, например, было запрещено изображать на этикетках   портреты «вождя народов», зато приветствовались лозунги, восхваляющие его.

В архиве музея хранятся разные этикетки для спичечных коробков, в том числе и с изображением великих людей.

Большой интерес представляют этикетки, выпускаемые целыми сериями самой различной тематики.

Например, великолепная  и познавательная серия этикеток «Из истории светильников», с изображением светец, трехсвечников, подсвечников XVII века; ламп, светильников, канделябров, люстр, масляных фонарей XIX века…

Лампа. XIX век
Светец. XVII век

Или из коллекции русского оружия X–XVII веков.

Коллекция этикеток, с изображением подмосковных музеев.

Самым популярным изображением на спичечных коробках были плакаты о правилах поведения в быту и на улице. Также часто размещали изображения о достижениях в экономике и промышленности. Как, например, на этикетке, посвященной первому почтовому вагону 1935 года.

В СССР спичечные этикетки использовались, в частности, в целях рекламы.

В настоящее время в нашей стране  отряды собирателей сильно поредели, остались только два клуба филуменистов – в Москве и Санкт-Петербурге. За границей их тоже стало меньше, но они до сих пор устраивают выставки, издают журналы, собирают огромные коллекции…

 

Подготовила заведующая научным архивом
Ольга Тимофеева

17.03.2016

С подробностями дел вы можете ознакомиться  в архиве музея.

 

Филумения и массовое средство информации и пропаганды в СССР (или Чем заинтересовался бы филуменист в архиве нашего музея?)