В 1804 году в Богоявленском соборе города оглашен указ императора Александра I о создании Томской губернии с центром в Томске.
В XIX веке основу экономики Томской губернии составляли золотодобыча, выплавка металлов, рубка леса, охота, рыбная ловля, торговля, извоз и хлебопашество.
Рост промышленности, развитие торговли и образования предполагали необходимость строительства железной дороги, как наиболее быстрого для того времени средства сообщения с городами Российского государства.
«Постановление Томской Городской Думы 9 –го сентября с.г. и журналом Городской Управы 11 сентября Член Управы А.А. Серебренников и служащий при Управе А.А. Кривцов командированы для изследования водораздела между реками Обью и Томью для определения, на сколько он пригоден для линии железной дороги…»
«До 1891 года население гор. Томска и всей Западной Сибири было глубоко убеждено в том, что магистраль Великаго Сибирскаго Пути не минует Томска. Но в 1891 году до города достигли слухи, что Томск будет обойден магистралью. В виду этого, городское Управление, при проезде чрез Томск Его Императорского Высочества, Наследника Цесаревича, обратилось к Нему, как Председателю Комитета по постройке Сибирской железной дороги, с адресом, в котором изложено было ходатайство о проведении Сибирской магистрали чрез город Томск».
…Представители Городского Управления представили председателю по постройке Сибирской железной дороги «мотивированную записку».
«Копия этой записки была представлена городом в Министерство Путей Сообщения, но поступила туда, к сожалению, уже после рассмотрения в Комитет Министров вопроса о выборе направления Сибирской железной дороги..»…
Архив ТОКМ.Ф.1. – оп.4. – д. 191.
Дело «Материалы, относительно проведения Сибирской ж/дороги через Томск. (Записки, объяснительные)».
1892–1909 гг.
Подготовила заведующая научным архивом
Ольга Тимофеева
6 ноября 2015 г.
С подробностями дел вы можете ознакомиться в архиве музея.