Речь пойдет о талантливом скрипаче — солисте, дирижере, педагоге — незаслуженно забытом музыканте Матвее Григорьевиче Плаксине.
«Его жизнь на шкале времени уместилась в отрезке « конец XIX – середина XX века» — так написала о нем его племянница — Эрнестина Мануиловна Браверман, в издании, которое с благодарностью наш архив получил по почте из Москвы.
…Дело в том, что два года назад в рамках рубрики «История в документах», на архивной странице сайта музея, вышел очередной материал о музыкальном Томске в 1917 году.
И, спустя некоторое время, «случилась «обратная связь». По электронной почте я получила письмо от Эрнестины Мануиловны Браверман, в котором она сообщила, что с интересом познакомилась с некоторыми фактами из музыкальной истории Томска (из публикации на сайте), и что хотела бы поделиться информацией из семейного архива.
И вот передо мной брошюра о творческом человеке, музыканте, который был незаслуженно забыт…
Выступления музыканта как артиста и дирижера пользовались большим успехом, в дореволюционном Томске с блеском проходили выступления Томского отделения Императорского Русского Музыкального Общества, дирижером которых был М.Г. Плаксин. Кроме того, его открытие в области техники игры на скрипке представляло исполнителям и композиторам новые горизонты и возможности.
«Именно это новшество вызвало, начиная с 30-х годов, у многих специалистов того времени и чиновников яростное неприятие и отторжение. И само открытие, и его автор оказались в изоляции, окруженный плотной завесой молчания, пробить которую не удалось. Обществом был введен в действие принцип « Не знаем человека — значит его нет, нет и проблемы». Этот принцип тихо убил изобретение музыканта, а его самого сделал никому не известным.» , — пишет автор Э.М. Браверман.
…Матвей Григорьевич Плаксин был из музыкальной семьи. Род Плаксиных был тесно связан с музыкой. Отец и трое детей связали свою профессиональную жизнь с музыкой, ещё двое обладали хорошими способностями к этим занятиям. Сам Матвей Григорьевич Плаксин получил музыкальное высшее образование, окончив Московскую консерваторию по классу скрипки.
Выступать как солист в симфонических концертах Императорского Русского Музыкального общества начал в 1903 году. Играл в Москве, других городах, а также за границей. Эти выступления проходили с большим успехом. На дирижерскую должность в Томск он был приглашён в 1908 году.
… Матвей стал учителем в 10 лет. Именно тогда он стал давать уроки в частных домах. Позже, желая пропагандировать среди детей, подростков, взрослых серьёзные занятия музыкой, Плаксин организовал в Москве «Музыкальные Курсы М.Г. Плаксина» и стал их директором.
В 1918 году при поддержке К.С. Станиславского и участии Е.Б. Вахтангова организован был Театр-студия Габима, где М.Г. Плаксин стал дирижёром. Еврейский театр играл на еврейском языке — иврите. Одним из его постановок — «А-Дибук» пользовалась большим успехом и в стране, и за рубежом в течение 40 лет. Театр давно получил прописку в Израиле и считается старейшим государственным театром этой страны.
Затем был преподавателем в различных учебных заведениях, более 10-ти лет преподавал в Московском областном техникуме.
В начале Великой Отечественной войны М.Г. Плаксина с женой эвакуировали из Москвы на юг страны — в Каракалпакию (Узбекистан). Там М.Г. Плаксин продолжил заниматься преподаванием музыки. Как писала местная газета, оркестр стал «единственным рассадником музыкальной культуры в Турткуле». В личном архиве М.Г. Плаксина хранится трогательная благодарственная грамота:
О том, каким выдающимся музыкантом был М.Г. Плаксин, красноречиво говорят отзывы в газетах о его выступлениях:
Газета «Сибирская жизнь»:
«М.Г. Плаксин показал себя талантливым дирижером. В нём чувствуется умелый и опытный дирижёр, который ведёт оркестр с полной уверенностью. Помимо всего талантливый маэстро имеет очень дорогое качество — достигать в исполнении тонких оттенков. На долю дирижёра выпал громадный успех».
Газета «Сибирские отголоски»:
«После концерта Плаксину была устроена бурная овация. Аплодисментам не было конца. Публика бросала в него цветами, шапками и вызывала до тех пор, пока не затушили электричество. Такой музыкант для Томска представляет, несомненно, выдающееся явление».
А по поводу «неиспользованных возможностей в скрипичной технике» отзывы ещё раз открывают истинный талант открывателя и педагога.
Газета «Известия» от 5.06.1934 г.:
«…После Паганини, за полтора почти века, советский музыкант делает первый — и сразу гигантский шаг вперёд к новым неиспользованным возможностям творческого и технического освоения инструмента, который с классических времён казался исчерпанным... Исполненные Плаксиным произведения обнаруживают в нём ещё и подлинного композитора, сумевшего в новой им созданной и разработанной технике показать незаурядное и глубокое художественное мастерство: все его эскизы и экзерсисы — подлинный вклад в сравнительно небогатую литературу сольной скрипки».
Более подробно о жизни и творчестве музыканта можно познакомиться в научном архиве музея.
Публикация подготовлена по материалам издания Э.М. Браверман.
Подготовила заведующая научным архивом
15 августа 2019 года.