Рассказы о старом Томске. Воспоминания врача Георгия Рымарева.
Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5. Часть 6. Часть 7. Часть 8
Литературный кружок гимназистов начала ХХ-го века. Чем жила и что читала молодёжь той поры, зачем понадобились пианино, вино и балалайка с гитарой – узнаем из очередного публикуемого отрывка.
В 5-м классе появилось желание иметь побольше личных денег для покупки книг. Весной я взялся репетировать ученика 4-го класса, сына пристава, по русскому языку за пять рублей в месяц и ежедневно после уроков ходил к нему заниматься на два часа. За два месяца я заработал десять рублей, а мой ученик сдал экзамен. Надо сказать, что это был очень трудный ученик, отец его сёк иногда, а он становился злее и тупее. Я был очень рад, что моё репетиторство успешно закончилось и решил больше им никогда не заниматься, а [в] свободное время лучше читать. Мне попала книга Морозова (не помню названия), посаженного царём на двадцать лет в Шлиссельбургскую крепость в одиночную камеру, где он просидел их и написал книгу.1 В основном содержание было по тому времени фантастическое: он описывал, какая должна быть жизнь людей на Земле, какой должен быть труд, чтобы он не был в тягость, а [был бы] на радость им, приносил бы и материальные результаты, и для духовной жизни. После прочтения его книги и несоответствия всего окружающего появилось революционное настроение против царя и строя всей жизни.
Мы уже знали, что хорошей жизни для людей добиваются революционеры и студенты. За два года совместной учёбы мы, ученики, хорошо узнали друг друга. Из сорока двух учеников нашего класса мы семеро создали литературный кружок и решили по субботам собираться в пять часов вечера, читать литературу и обсуждать её. В кружок вошли Авербург Коля, Шипаков Виталий, Рыков Костя, Похвалинский Борис, Никитин Валя, Тюшев и я.
Никитин Валя, посоветовавшись со своими родителями, предоставил нам комнату на Александровской улице2, вблизи сада Буфф. Это было очень удобно: их квартира в четыре комнаты – в отдельном одноэтажном доме, и кроме Вали [там] жили только его родители и бабушка. Окна, выходившие на улицу, закрывались с вечера плотными ставнями. В комнате Вали стояло пианино, на котором он часто играл. В дни наших сборов постоянно был накрыт стол с вином и прочими продуктами. Тут же фигурировала гитара и балалайка, которые почти не употреблялись. Эти предохранительные меры были в то время необходимы, потому что ищейки частенько шныряли по улицам, и где был свет в поздние часы, заглядывали в эти квартиры под разными предлогами. Вот в этой комнате мы и начали изучать литературу: «Экономические очерки» Баха3 и «Капитал» Карла Маркса.
В наших занятиях кружка сказывалось отсутствие руководителя. Было много споров, а наши разговоры не находили практического применения. Иногда наши собрания затягивались до пяти часов. утра, и мы по одному постепенно расходились по домам. Мы все были против царизма, а один из нас, Похвалинский Борис, выявился ярым монархистом и через несколько посещений ушёл из кружка.
_________________
1 Морозов Николай Александрович (1854–1946) – человек удивительной судьбы, разносторонний всемирно известный учёный, почётный член АН СССР (с 1932). Русский революционер-народник, участник планирования покушений на царя Александра II. Арестовывался неоднократно (в общей сложности в заключении прошло около 30-ти лет его жизни). В 1882 г. был приговорён к вечной каторге. Двадцать один год провёл в одиночной камере в Шлиссельбургской крепости (с 1884 по 1905), а до этого – в Петропавловской (с 1882 по 1884). В условиях одиночного заключения сохранял бодрость духа и огромную умственную энергию: изучил одиннадцать языков, занимался наукой (химия, физика, астрономия, математика, история). Всю жизнь придерживался принципа комплексных исследований в науке. Выйдя из крепости в 1905 г. по амнистии, опубликовал ряд ценных научных работ. В 1918 г. стал директором биологической лаборатории Лесгафта, вскоре преобразованной в Научный институт им. П.Ф. Лесгафта. В ряде своих книг («Откровение в грозе и буре», 1907 г., «Пророки», 1914 г., «Христос», кн. 1–7, 1924–1932 гг.) пытался пересмотреть некоторые проблемы всемирной истории, большое значение при этом придавал астрономическим явлениям. Н.А. Морозов известен не только как оригинальный учёный, но и как поэт, писатель, мемуарист.
В 1942 г. 88-летний академик Николай Александрович Морозов, не смотря на свой преклонный возраст, добился отправки на фронт, где месяц воевал снайпером (ещё в 1939 г. он прошёл снайперские курсы Осоавиахима, где получил отличные навыки стрельбы). Советское правительство наградило Николая Александровича двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За оборону Ленинграда». Его именем назван посёлок в Ленинградской области, неподалеку от Шлиссельбургской крепости.
2 Александровская улица – современная улица Герцена.
3 Бах Алексей Николаевич (1857–1946) – русский революционер-народоволец, учёный, академик АН СССР (с 1929). Основатель школы советских биохимиков, Герой Социалистического Труда (1945), депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва. Был исключён из Киевского университета за участие в революционном движении и выслан в Белозерск. С 1883 г., после нескольких арестов, жил нелегально, вёл революционную работу в Ярославле, Казани. Читал рабочим лекции, в которых пропагандировал идеи социализма, популярно излагал экономическое учение К. Маркса. На основе этих лекций возникла книжка «Царь-голод» (1883). В 1905 и 1917 гг. она неоднократно издавалась легально и нелегально под названием «Экономические очерки».