Через несколько дней отец нашёл мне репетитора-студента Гриневича за 100 рублей с тем, чтобы пройти со мной курс за 3-й класс гимназии и в мае сдать экзамены. Тут я показал себя прилежным после всех развернувшихся событий, сдал экзамены и был допущен к учению в 4-м классе. Мои же бывшие товарищи были уже в 5-м.
В гимназии всего было 16 классов: 8 нормальных и 8 параллельных по 40 человек, всего 600 учеников. 1
Лето отдыхал хорошо: лес, рыбалка, городки, лапта и другие развлечения. 16-го августа пошёл на молебен в новой форме и взялся за учёбу.
1906-й–1913-й годы
Учение в гимназии я разбиваю на два периода: 4-й–6-й классы и наиболее активные 7-й и 8-й классы. 4-й класс ничем особенным не отличался, кроме учения я находил время на чтение произведений Майна Рида, Жюля Верна, Уэльса2 (о вселенной). «Через сто лет» Беллями3, «Красная звезда» Богданова4 и другие были прочитаны в короткое время. Появлялись мечты о путешествиях под водой, по воздуху, на Луну, Марс и Венеру.
Вдруг появилось в газете «Сибирская жизнь» извещение, что приезжает гастролёр, который с ипподрома полетит на воздушном шаре. Через несколько дней я увидел привязанным к столбам верёвками большой шар с большой плетёной корзиной, в которой лежали мешки с песком.
В воскресенье стояла хорошая погода. Собралась масса народа. Приезжий забрался в эту корзину и, размахивая платком, стал подниматься в воздух. Был небольшой ветер, его стало сносить над городом в сторону реки Томи. Было видно, как он несколько раз сбрасывал из мешков песок и вновь поднимался выше. Сел он на землю благополучно, где-то на лугах за рекой Томь. Среди горожан Томска было очень много разговоров об этом полёте и о предстоящих для людей возможностях использования воздуха в будущем.
А в Томске в то время не было не только автомашин, но даже велосипедов было мало. Отец мне приобрёл велосипед английской марки «Свифт» без свободного хода; переднее колесо в два раза больше заднего; с ручным тормозом. И я на нём меньше катался, чем ремонтировал. Но зато при поездках производил фурор не только среди ребят, но и [среди] взрослых.
_________________
1 Подсчёты, видимо, приблизительные.
2 Возможно, имеется ввиду известный английский писатель и публицист Герберт Уэллс (1866–1946 гг.), автор известных научно-фантастических романов «Машина времени», «Человек-невидимка», «Война миров».
3 Эдвард Беллами (1850-1898 гг.) – американский публицист, придерживавшийся социалистических взглядов, автор популярного в конце ХIХ — первой половине ХХ века утопического романа «Через сто лет» (в других переводах «Взгляд назад», «Будущий век»).
4 Александр Александрович Богданов (Малиновский), (1873-1928 гг.) — русский, позже советский врач, учёный-естествоиспытатель, член РСДРП в 1896-1909 гг., большевик, философ, писатель-фантаст. Его роман «Красная звезда» считают предтечей советской научной фантастики. В 1913-1917 гг. создал двухтомное сочинение «Всеобщая организационная наука», в котором выдвинул ряд идей, получивших позднее развитие в кибернетике. После Октябрьской революции А.А. Богданов посвятил себя работе в биологии и медицине. В 1926 г. возглавил первый в мире Институт переливания крови. Погиб в 1928 г., производя на себе опыт.