Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5.
Георгий Рымарев, когда ему было 14 лет, оказался свидетелем страшных событий, произошедших в Томске 20 октября 1905 года. Тогда в ходе черносотенного погрома сгорели театр Королёва и здание управления Сибирской железной дороги. Точное число жертв этого дня неизвестно. Историками озвучивались цифры – не менее 66 человек погибло (сгорели, забиты насмерть), 126 человек было ранено. Вот что писала газета «Сибирский вестник» в те октябрьские дни: «… Ни в одном городе России в настоящее время, вероятно, не происходили такие зверства, как у нас; по крайней мере, давно уже никто не видал зрелища живыми сжигаемых людей…».
В сентябре 1905 года меня перевели в оптовый отдел, где доверенным был Керженцев. Этот Керженцев был знаменит тем, что примыкал к «Союзу русского народа», был ярый черносотенец, как потом выяснилось.[1]
У эконома общежития, живя в нём, я пользовался как томич льготой: по воскресеньям ходить домой после завтрака до шести часов вечера.
Это был период нарастания революционного движения среди народных масс во всей России, условием к этому была позорная русско-японская война. Везде царили взяточничество и произвол чиновников, купцы же богатели. Везде и во всём был произвол самодержавия. На страже защиты интересов царя стояли церковь, армия, казаки, полиция, жандармы и вся система царизма. Начались забастовки, демонстрации, особенно после 9 января («Кровавое воскресенье»).[2] В Петербурге и других городах события развернулись так, что напуганному царю пришлось дать конституцию 17 октября.[3] В Манифесте он много обещал, что несколько задержало ход революционного движения.
20-го октября (в воскресенье) я, как обычно, около двенадцати часов дня вышел из общежития, свернул налево, за книжный магазин Макушина, и, направившись на Почтамтскую улицу[4], увидел толпу, двигавшуюся по деревянному мосту. Впереди несли портреты царя и царицы, громко что-то кричали. Я, смешавшись с толпой, двинулся вперёд к почте. Поднялись на горку, дошли до архиерейской церкви (ныне угол Фрунзе).[5] Толпа остановилась, много было шума. Но вот вышел архиерей Макарий[6], что-то говорил, затем благословил толпу правой рукой, и после этого человек десять отделились от толпы, зашли в церковь и вскоре с хоругвями в руках вышли и встали во главе толпы. С пением «Боже царя храни» направились все к Кафедральному собору[7] и остановились.
Я вначале ещё не разобрался в чём дело, а потом выяснилось, что напротив, в большом четырёхэтажном здании железнодорожного управления[8] происходит собрание. В толпе говорили, что там собрались революционеры, противники царя, которые хотят погубить нашу Россию. Я видел, что полицмейстер Фукс был у подъезда, с кем-то говорил, убеждал, чтобы собрание прекратить и всем выходить из здания.
Там мы стояли более 2-х часов. Вдруг вижу, что по этой же Почтамтской улице движется строем человек пятьдесят студентов. В то время городским головой был Макушин Алексей Иванович (глазной врач)[9], который для наведения порядка вооружил в городской управе народную студенческую милицию. Они прошли через толпу, предлагали разойтись и заняли подъезд факультетской клиники. Толпа не расходилась. В это время какой-то студент кавказец выскочил из здания управления, выхватил из-под бурки кинжал и, размахивая им, двинулся через толпу, но его ударили дубинкой, быстро смяли. А в это время студенты-милиционеры открыли из револьверов стрельбу в воздух. Толпа хлынула в сторону мужской гимназии, где я раньше учился, и я с ними. Тут я наблюдал жуткую картину: навстречу шли два гимназиста старших классов в форме. Толпа же, разъярённая стреляющими студентами, и этих двух приняла за студентов, несколько человек бросились на них и на асфальтированном тротуаре убили обоих. У нападающих были дубинки под полами, я видел уже трупы и кровь.
За городским садом находились казармы, откуда строем в нашу сторону шла рота солдат. Увидев их, вся толпа двинулась обратно, а солдаты, зайдя через ворота в соборную ограду, развернулись вдоль ограды, выставив винтовки со штыками между железными решётками наружу, в сторону здания Управления. Вскоре показались человек пятьдесят казаков, которые на площади спешились недалеко от балкона губернаторского дома. Народная студенческая милиция цепочкой двинулась в здание театра Королёва, расположенное сзади Управления дороги. Я был там до пяти часов, видел, что мальчишки, находившиеся ближе к зданию, подзуживаемые взрослыми, начали камнями разбивать стёкла нижнего этажа, а потом через разбитые окна забрались туда и начали выкидывать в толпу папки, разные книги и бумагу.
Что мне оставалось делать? Уже наступило время возвращаться в общежитие, а я ещё не дошёл до своих родителей. Я пошёл домой, и пройдя с полкилометра, увидел пламя и услышал выстрелы. Родители оставили меня дома до утра. А утром узнал, что много в эту ночь сожгли людей живыми. [Тех же], кто пытался из горящего здания вылезти через окна и спуститься по водосточным трубам вниз, казаки подстреливали. Между двумя зданиями, Управления и театра, был проход в подвале, и там много погибло людей. В этот день собралось много [народу] ещё и потому, что должны были 20-го числа выдавать жалованье служащим дороги.
Вот во что вылились в Томске хорошие обещания царя, изложенные им в Манифесте от 17-го октября. Только три дня радовались люди, а на 4-й день началась жуткая реакция.
____________________
[1] «Союз русского народа» (СРН) – одна из крупнейших национально-монархических партий консервативного толка. Под эгидой партии было создано широкое народное движение «Чёрная сотня». Своих сторонников эти организации находили среди всех слоёв населения – крупных дворян, духовенства, крестьян, мещан, купцов, лавочников. В ходе Первой русской революции 1905 года черносотенцы избивали и убивали революционеров, передовых рабочих, разгоняли революционные митинги и собрания, учиняли еврейские погромы.
[2] 9 января 1905 г. во время мирного шествия к Зимнему Дворцу огромной демонстрации численностью до 150 тысяч человек, имеющих цель передать царю петицию о нуждах столичных рабочих, в различных районах Петербурга правительственные войска, казаки и полиция в ответ на провокации эсеровских боевиков, внедрённых в ряды рабочих, открыли ответный огонь по демонстрантам. В результате, по разным оценкам, погибло от 130 до 1200 человек. Эти трагические события традиционно считают началом Первой русской революции и называют «Кровавым воскресеньем». В Томске на девятый день после случившейся трагедии, 18 января 1905 г., большевики организовали демонстрацию памяти жертв расстрела, в которой приняли участие более 300 человек: студенты, учащиеся и рабочие.
[3] Имеется в виду знаменитый Царский Манифест 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором говорилось о даровании подданным российской короны гражданских и политических прав и свобод и о создании первого в российской истории законодательного органа власти – Государственной Думы. Определяющую роль в его издании сыграла Всероссийская Октябрьская политическая стачка (7–25 октября 1905 г.), которая знаменовала собой один из высших подъёмов революции 1905 года. Размах событий потрясает. По разным оценкам, в стачке приняло участие от 2 до 3 млн. человек. См.: Е.Ю. Спицын. Российская империя ХVIII – начала ХХ в.: Полный курс истории России для учителей, преподавателей и студентов. Книга II. Москва, 2019. С. 412, 413.
[4] Почтамтская улица – часть современного пр. Ленина. Во второй половине ХIХ – начале ХХ в. она проходила от Новособорной площади до Гостиного двора (современной площади им. Ленина). См.: История названий томских улиц. Томск, 2004. С. 165, 166.
[5] Имеется в виду Крестовоздвиженская домовая архиерейская церковь, которая располагалась на Почтамтской улице (современный адрес: пр. Ленина, 75).
[6] Преосвященный Макарий (1835–1926 гг.) двадцать лет возглавлял Томскую епархию (с 1891 г. – в сане епископа Томского и Семипалатинского, с 1908 г. – в сане архиепископа Томского и Барнаульского, с 1910 г. – в сане архиепископа Томского и Алтайского). В 1912 г. он был направлен на Московский митрополичий престол – третий тогда по значению в стране. Имя митрополита Макария прославлено его миссионерской, просветительской и благотворительной деятельностью. Также известны его правые, консервативно-монархические взгляды и убеждения.
[7] Троицкий кафедральный собор был освящён и открыт в 1900 году, располагался на Новособорной площади. Его называли «новым», в отличие от «старого» Благовещенского. Отсюда пошло название площади – «Новособорная», которое она носит и сейчас (с 1917 по 1920 г. это была площадь Свободы, с 1920 по 1997 г. – площадь Революции). Здесь и в располагавшихся рядом с Новособорной площадью зданиях управления Сибирской железной дороги и театра Королёва развернутся описываемые в воспоминаниях Г.С. Рымарева трагические события октября 1905 г.
[8] Здание службы тяги управления Сибирской железной дороги было трёхэтажным, построено купцом Е.И. Королёвым (в 1960-е гг. оно будет встроено в здание ТИАСУРа, сейчас это главный корпус Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР) на пр. Ленина, 40). За ним располагался театр, построенный в 1886 г. на деньги того же купца. В ходе черносотенного погрома 20 октября 1905 г. эти два здания были сожжены. Театр Королёва более не восстанавливался.
[9] Алексей Иванович Макушин (1856–1927 гг.) – врач (свой врачебный опыт обобщил в учебниках «Курс гигиены для средних учебных заведений, как пособие при гигиенических беседах с учащимися» и «Глазные болезни»), один из создателей Общества практических врачей в Томске, общественный деятель, городской голова Томска в 1902–1905 гг., депутат первой Государственной думы от Томской губернии (1906 г.), младший брат известного предпринимателя, мецената и общественного деятеля Петра Ивановича Макушина.