О музее / Блог

Рассказы о старом Томске. Воспоминания врача Георгия Рымарева. Часть 11

6 февраля 2025

Рассказы о старом Томске. Воспоминания врача Георгия Рымарева.
Часть 1.  Часть 2.  Часть 3.  Часть 4Часть 5. Часть 6Часть 7. Часть 8. Часть 9. Часть 10.

 

Ориентировочно – 1909 год. Георгий Рымарев со своими товарищами по учёбе в Томской мужской гимназии готовятся к участию в демонстрации, посвящённой 1-му Мая, Дню солидарности рабочих всего мира. Как прошла подготовка и сама демонстрация, узнаем от участника событий.

Листовка Читинского Комитета РСДРП «Первое Мая»
Начало ХХ в.

ТОКМ 8963/9

          Будучи в 6-м классе, мы, особенно в апреле, готовились отметить 1-е Мая массовой демонстрацией.[1] В одном из классов устроили летучий митинг в большую пере­мену. По коридору все ходили как обычно туда и обратно, а в одном классе митинговали, и в нём набилось много учени­ков.  Было очень шумно, что вызвало подозрение у инспекто­ра Полякова, который и направился в этот класс. Дозорные сами заслушались оратора Шипакова Виталия, стояще­го на столе, и прозевали приход инспектора, который его и увидел.

          Уроки после звонка продолжались нормально. Прокламации раздали более надёжным ученикам для распространения. В кружке распределили роли дальнейшей подготовки. Мне и Тюшеву поручили передать пачку прокламаций в Епархиальное женское училище с призывом, чтобы они бросили занятия в указанный час и вышли на демонстрацию.

          Епархиальное училище находилось в начале Бульварной улицы со стороны вокзала (ныне проспект Кирова, военный госпиталь).[2] Тюшев через двух знакомых епархиалок знал расположение комнат училища и их спальни. Это было учебное заведение закрытого типа. Классные дамы вели постоянное наблюдение за ними, не только во время занятий, но и ночью – некоторые дежурные спали в их спальнях. В этом была вся трудность передачи. Тюшев заранее встретился на дому у попадьи, матери [одной из] этих епархиалок, и вместе разработали план передачи прокламаций и инструктаж о часе прекращения занятий и выходе на демонстрацию. Мы дня за два, около двенадцати часов ночи подошли со свёртком, бросили комок земли в окно верхнего этажа, которое скоро открылось, затем – гвоздь со шнурком, но первый раз неудачно, а во второй попали хорошо. Епархиалка его закрепила за подоконник, а затем подняла за шнурок свёрток и сбросила гвоздь вниз. Мы начали отходить, пошёл сильный дождь. Вдруг зажёгся свет в той спальне, куда мы отправили свёрток. Постояли и тихо – тихо начали удаляться. Было очень темно, и когда мы подошли к уличному фонарю, то обнаружили что у Тюшева на ногах только одна галоша. Делать было нечего, пришлось так и уйти.

          Авенбург Коле и Никитину Вале была поручена передача такого же свёртка прокламаций в частную женскую гимназию Миркович[3] на Дворянской улице (ныне Равенства)[4] вблизи спуска с горки. Эту задачу они выполнили легко. В большую перемену к ним подошла гимназистка, как было заранее условлено, взяла свёрток и записку.

Здание женской гимназии
О.В. Миркович
(ул. Дворянская,
д. 27)
Начало ХХ в.

ТОКМ 12926/9

          Всё было бы хорошо, но Тюшев сделал оплошность, он на следующий день пришёл в гимназию в одной галоше. А в конце уроков швейцар ему сказал, что во время занятий приходил какой-то штатский с галошей, имеющей буквы инициалов хозяина, заходил в гардеробную, осматривал все галошницы и спросил его, какой класс раздевается здесь, где нашёл вторую галошу Тюшева, и ушёл.

          С нетерпением многие ждали наступления 1-го Мая, все в городе знали, что готовится демонстрация.

          Занятия в этот день начались нормально. Только порядочное число учеников не было в этот день отпущено родными в гимназию, из боязни. Заранее было условлено, чтобы все после третьего звонка выходили из класса и направлялись на улицу.

          День был хороший, солнечный. Звонок, – все валом из классов, и вдруг запели «Марсельезу»:

«Отречёмся от старого мира,

Отряхнём его прах с наших ног,

Нам враждебны златые кумиры,

Ненавистен нам царский чертог…»,

и, спускаясь со второго этажа по лестнице, обнаружили внизу, с обеих сторон её засевших полицейских.

          Вышли на улицу, начали строиться в колонну и здесь видим за решёткой городского сада полицейских. Не обращая на них внимания, мы, выкинув красное кумачовое знамя, двинулись с пением на Дворянскую улицу к женской гимназии, где гимназистки должны были присоединиться к нам, чтобы вместе выйти на Почтамтскую улицу[5]. Они вышли неорганизованно, стали вливаться в нашу колонну, и получилась толпа. А в это время показалось человек сорок казаков, нёсшихся на нас карьером. Началась свалка, вся колонна была разбита на отдельные разрозненные кучки. Я попал (среди семи человек, из них – две гимназистки) на парадное крыльцо дома, а остальная масса побежала дальше, преследуемая казаками, размахивающими нагайками. Видим, в нашу сторону направляются отставшие казаки. Я быстро сбежал с крыльца, взобрался на забор, а одна гимназистка – за мной. Подал руку, помог ей подтянуться на забор, а в этот момент подъехавший казак вытянул её нагайкой по спине. Она крикнула и перевалилась в кустарник садика. Остальных с крыльца казаки нагайками погнали дальше.

Валентин Серов.
«Разгон казаками демонстрантов
в 1905 году». Эскиз. 1905 г.

          Опомнившись от всего происшедшего, мы увидели, что её юбка от нагайки разделилась на две половины с болтающимися лохмотьями. С трудом мы завязали с ней узелки у подола. На глазах у неё были слёзы. Придерживая руками рваную юбку, она двинулась со мной вглубь садика. Подождали, пока казаки уедут, а потом выбрались на улицу. Она дрожала вся, но не плакала, а мне сказала, что здесь близко живут её знакомые, до крыльца которых [я] её проводил. Она попросила, чтобы я не заходил вместе с ней. Позвонила, я просто протянул ей руку, сказав: «До свидания. Георгий», а она, пожав руку, ответила: «Соня». Я отошёл, двери открылись, и она исчезла. Так закончилась наша первомайская демонстрация.

          После начались усиленные занятия к переходным экзаменам в следующий класс. В городе в этот период происходили обыски и аресты. Исчезли Шипаков и Тюшев. Позже выяснилось, что они были арестованы жандармской охранкой и высланы.

Листовка
«Первое мая.
Всемирный рабочий праздник».
Начало ХХ в.

ТОКМ 10621/25

[1] Первое Мая – День солидарности рабочих всего мира, стал отмечаться после принятого в июле 1889 г. решения 1-го (Парижского) конгресса 2-го Интернационала о ежегодном праздновании этого дня (в память о выступлениях против полиции рабочих Чикаго в майские дни 1886 г.). Первомайские демонстрации в Российской империи впервые прошли в Варшаве (1890 г.) и в Петербурге (1891 г.).

[2] Бульварная улица (с 1878 г.) – часть современного проспекта Кирова.

Епархиальное женское училище было открыто в Томске 14 (27) октября 1884 г. в ознаменование 50-летнего юбилея Томской епархии. В программе обучения были как общеобразовательные предметы, такие как закон Божий, русский язык, словесность, арифметика, французский язык, так и предметы практической направленности (рукоделие, гигиена, ведение хозяйства, кулинария и др.). До 1907 г. училище располагалось на современной ул. К. Маркса в здании нынешнего лесотехникума, затем переехало в новую прекрасную усадьбу, рассчитанную на 600 учениц, выстроенную по проекту К.К. Лыгина (на пересечении современной ул. Киевской и пр. Кирова).

[3] В 1902 г. в Томске домашней наставницей, выпускницей Санкт-Петербургского Александровского училища (отделения Смольного института) Ольгой Васильевной Миркович было открыто частное женское учебное заведение первого разряда. В 1905 г. оно было преобразовано в женскую гимназию, которая позже, уже в 1912 г., будет переименована в Томскую вторую женскую гимназию. В 1907 г. О.В. Миркович переехала из Томска в Самару. Начальницей гимназии была назначена А.Ф. Попова, но гимназия до 1917 г. по-прежнему называлась именем Миркович. Располагалась она в доме Королёвой на ул. Дворянской и предназначалась для обучения дочерей состоятельных томичей. При гимназии имелся пансион, который располагался в отдельном доме, оплата за пансион составляла 270 рублей в год, а плата за обучение – 120 рублей в год.

Источник: https://kraeved.lib.tomsk.ru/page/885?pn=236&nom=2885

[4] Дворянская улица (ул. Равенства) – современная ул. Гагарина.

[5] Почтамтская улица – часть современного пр. Ленина (от Новособорной пл. до пл. Ленина).

Грудинина Олеся Дмитриевна
Старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела ТОКМ
Рассказы о старом Томске. Воспоминания врача Георгия Рымарева. Часть 11