О музее / Блог

К 95-летию Томского областного краеведческого музея

21 марта 2017
Открытие Томского краевого музея:
«История Томска обогатилась ещё одной датой…»

(окончание)[i]

 

 

Последние два зала первой экспозиции Томского краевого музея («археологическая и историческая комнаты») отводились под сибирские древности.

Предметы сибирской старины ещё в XVIII в. были оценены просвещёнными коллекционерами как объекты, достойные учёного любопытства и собирательства. Первые деятели Томского краевого музея продолжали эту традицию, но уже, разумеется, на научных достижениях своей эпохи. Не кунсткамерный показ курьёзностей ждал посетителей в этих залах. Создатели первой экспозиции задавались целью дать систематическое представление о развитии человека, ни много ни мало, с древнейших эпох до «исторического времени» (т.е. до появления государства). И это, при скромных размерах помещения и пока ещё небольшой коллекции, пожалуй, до некоторой степени удалось.

Здесь была «представлена даже фауна древнейшего периода существования человека – палеолита: мамонт, остатки которого были раскопаны и привезены секцией со станции Юрга», рядом – палеолитические орудия труда, собранные музейщиками около ст. Иштан.

В комплексе неолита, новокаменного века, «для наглядности» была создана реконструкция неолитического погребения (на что решаются и сегодня не во всех музеях). Художниками, помогавшими при создании экспозиции, были изготовлены три больших панно по композициям Васнецова в Московском историческом музее, изображающие жизнь первобытных людей (помните, наверно, – те самые изображения, которые и сегодня можно найти во многих иллюстрированных изданиях о названной эпохе). И это ли не попытка создания художественно-образной экспозиции, так популярной в наши дни?! Устроители томской экспозиции, можно сказать, с готовностью переняли «передовой музейный опыт».

 

[i] Предыдущие публикации: URL: http://tomskmuseum.ru/blog/otkrytie-tomskogo-kraevogo-muzeya-istoriya-tomska-obogatilas-ecshyo-odnoj-datoj/.

  

 

Были выставлены на обозрение в «археологической комнате» также предметы бронзового и раннего железного века. Большинство из них было собрано одним из создателей музея Иваном Михайловичем Мягковым.

К 1922 г. этот неутомимый молодой археолог совместно с другими сподвижниками науки исследовал немало памятников сибирской древности – остатки древних укреплений и курганы около города и в более удалённых местностях: на Архимандритской заимке (территория современного Северска), на Тояновом городище (за рекой напротив Томска), на Басандайке, около с. Спасского (Коларово), около д. Казанские юрты, с. Вороновского, Уртамского и др.

Отливка кулайской культовой металлопластики. Поступления в ТОКМ начала 1920-х гг.
Отливка кулайской культовой металлопластики. Поступления в ТОКМ начала 1920-х гг.

В первой экспозиции, как предполагается, уже были представлены первые из собранных у причаинских крестьян бронзовые культовые отливки ныне знаменитой кулайской археологической культуры[i]. Иван Михайлович Мягков имел к появлению кулайской коллекции томского музея самое непосредственное отношение: раскопки на горе Кулайке совершённые им в 1928 г., публикации о находках «кулайского типа» позволяют современным археологам называть его первооткрывателем этой культуры.

 

[i] Кулайская археологическая культура датируется: V в. до н.э. – V в. На сайте музея можно познакомиться с виртуальной выставкой, посвящённой кулайской культуре  – интереснейшей странице сибирского прошлого.

 

 

Мягков И.М. Зарисовки бронзовых отливок кулайского культового литья. 1920-е  гг.

Как оценить археологическую часть музейной экспозиции? Это сделали учёные мужи, посетившие музей: современниками было отмечено, что хотя собранные экспонаты, уступают по количеству и разнообразию археологическим коллекциям почтенного Минусинского музея, но, тем не менее, имеют «далеко не местное значение» – подразумевалась тем самым важность представленных археологических артефактов и значимость их для понимания древней истории Сибири, и «если следы эти будут стёрты по нашей вине, целые страницы из жизни человечества останутся непрочтёнными».

 

 

В последней¸ очевидно, «исторической комнате» были выставлены экспонаты уже другого рода: интереснейший портрет Ермака XVII в.[i], «несколько грамот и хартий XVII и XVIII века», кольчуга, подаренная музею одним из любителей старины, литография с изображением Томска от старейшего литографа Томска [И.Ф.] Скулимовского по рисунку старейшего же томского художника П.М. Кошарова…

 

[i] Портрет сейчас хранится в Томской обл. художественном музее.

 

 

Кольчуга. XVI [?] в.
Кольчуга. XVI [?] в.
Кошаров П.М.
Вид Томска
из-за р. Томи.
1870-е [?] гг.

Возможно, тут же нашли место первые предметы из нумизматической коллекции ТОКМ или этнографической: например, листы «Художественно-этнографических рисунков Сибири», издававшихся в Томске художником П.М. Кошаровым в конце XIX в. (тоже значатся в числе первых шести сотен поступлений в музей).

 

Монеты из ранних поступлений в нумизматическую коллекцию ТОКМ

    

   

 

    

 

 

Наша «экскурсия» по первой экспозиции Томского краевого музея подошла к концу. Что можно сказать в завершении? – Она представляла собой собирательский итог деятелей томской культуры за 2 года и содержала в зародыше многие интересные коллекции музея (редких документов, археологическую, этнографическую, Восточную, собрание мебели, изобразительных источников и письменных).

Нельзя сказать, что какая-то единая идея связывала между собой череду разнотемных выставок, являвших собой первую экспозицию Томского краевого музея. Но каждая из них имела своё смысловое ядро, а, по крайней мере, некоторые – видимо, там, где уже было собрано достаточное количество разнообразных экспонатов, демонстрировали попытку систематизации коллекций, их научной классификации и даже художественного оформления.

Обращает на себя внимание, что современники (возможно, вопреки намерениям организаторов музея: напомним, они пестовали «музей художественной старины и революции»), восприняли первую экспозицию как предтечу краеведческой: «Хотя музей в настоящее время и не обладает ещё достаточным количеством древностей, чтобы стать наряду, например, с Минусинским музеем», но несомненно, что всё же он представляет громадный шаг вперед в деле изучения Томского края».

Действительно, спустя полгода началась постепенная трансформация Томского краевого музея в краеведческий. Но это уже это уже другая страница его истории.

 

В заключении добавим, что материалами для этой заметки послужили документы, опубликованные в разделе  сайта «История музея в документах»[i].

 

 [i] URL: http://tomskmuseum.ru/about_mus/imvd/otkrytie-pervoj-muzejnoj-ekspozicii/.

 

Елена Андреева, март 2017 г.

 

Автор заметки приносит свои благодарности коллегам, которые помогли расцветить  иллюстрациями и опубликовать на сайте нашу «прогулку» по первой стационарной экспозиции Томского краевого музея: Брянской А.В., Жлудко Н.Е., Котенко А.Л., Камалетдинову Р.К., Малофиенко Е.В., Плетнёвой Н.Ю., Тимофеевой Л.А., Фроловой Н.С., Черновой Т.И.

Андреева Елена Анатольевна
Заведующая научно-исследовательского отдела Томского областного краеведческого музея им. М.Б. Шатилова
К 95-летию Томского областного краеведческого музея