О музее / История музея в документах

Открытие первой музейной экспозиции в бывшем особняке золотопромышленника И.Д. Асташева

МАРТ 1922 ГОДА.

Открытие первой музейной экспозиции в бывшем особняке золотопромышленника И.Д. Асташева 

 

В подборке помещены документы, рассказывающие о первой экспозиции музея и её открытии для публики.

Первый документ, отложившийся в архиве ТОКМ,  – рукопись, вероятно, готовившейся к публикации статьи.[1] Этот текст вместе с призывом посетить вновь открывшийся очаг культуры, содержит описание экспозиции, развернувшейся в залах старинного особняка. Она отражала первоначальный замысел основателей томского храма муз, художников, археологов, архитекторов, – создать музей «старины и революции», осенённый идеей ценности красоты, призванной революцией на службу народу.

Второй документ – статья из местной газеты – дополняет описание экспозиции и знакомит читателя с программой торжества ёё открытия.

Оба представляемых документа уточняют дату «дня рождения» музея – 19 марта 1922 г. С  лёгкой руки Михаила Бонифатьевича Шатилова, одного из первых и ярких директоров нашего учреждения, таковым днём  считается день открытия первой экспозиции в «асташевском доме». Но при этом первый историк музея ошибся на один день,  «приурочив» открытие музея к 18 марта.[2]

 

 

«Идите в музей»

[рукопись публикации]

[Март 1922 г.]

19 марта в Томске в здании губнаробраза[3], Ленинский, 40,  старинном «доме Асташева», открылся музей.

Уже два года ведется при губнаробразе работа по охране памятников искусства и старины и только теперь стало возможным использовать результаты её для масс, стало возможным показать в систематическом порядке памятники материальной культуры нескольких эпох, нескольких культур.

Наиболее ценным, хотя не самым видным, достижением следует признать работу по охране и изучению архитектуры старого Томска. Эта работа с самого начала преследовала две цели: во-первых, спасти и сохранить будущему невозвратный опыт отживших поколений, как бы не силён был человек, ни одна более значительная работа не под силу одному поколению. Строителям нового мира нужно знать то, что найдено опытом предшественников. Кто строит иначе, строит на песке. Вторая цель: открыть глаза живущим сейчас на ту красоту, которая их окружает. Деревянная архитектура старого Томска – редкое по благородству явление в жизни нашей, вообще одаренной к зодчеству нации. В музее планомерно собрано несколько сот зарисовок, обмеров и фотографий; много вопросов могут они возбудить, на много исканий дать ответ. Интерес, который они представляют, отнюдь не только академический, теоретический. Рядом с залом, где выставлены зарисовки и фотографии старого Томска, в комнате, где собраны образцы художественного творчества революционного периода, выставлены комгосором[4]губсовнархоза[5] проекты, ныне покойного худож[ника-]архитектора А.Л. Шиловского[6], который создал в Томске дело охраны архитектурных памятников. Проекты эти имеют целью создание рабочего городка.

И вот Шиловский создаёт ряд замыслов новых и в то же время умудрённых опытом лучших образцов старого Томска. Его строения задуманы  [пробел], т.е. цветными, раскрашенными. Белые сибирские снега вызвали у более чутких, чем мы, строителей желание видеть здание, как цветное пятно. Этот опыт забыли, и лишь чуткий вдохновитель-исследователь старого Томска снова нашёл и вернулся к нему. В той же зале, где выставлены материалы по архитектуре Томска, размещено собрание картин (около 100 рисунков и картин преимущественно русской живописи разных направлений, весьма ценны работы одного из очень видных московских художников П.П. Кончаловского (Наркомпросом предложено издание монографий, посвящён[ных] его творчеству). Местный большой интерес представляют работы алтайского художника-самоучки  Гуркина (в музее находятся лучшие его работы: пейзажи «Хан-Алтай» и «Хорька-Кануни»[7]).

Несмотря на обилие работ переходных и промежуточных направлений, в собрании наглядно видно общее устремление русской живописи к краске, к сильному,  радостному цвету.

Два зала устроители музея постарались восстановить в духе [18]30–[18]40-х годов – времени, когда было построено здание музея, так называемый «дом Асташева», прекрасный образец александровского классицизма, т[ак] н[азываемого]  стиля «ампир».

Первый зал дает образец парадной дворянской обстановки [18]30 г., прекрасна стильная мебель с её торжественным черно-сине-золотым созвучием. Изысканны гобелены (тканые ковры, картины для стен) по композиции Ланкре, последователя бессмертного Ватто. В этом же зале висит портрет жившего в Томске сибиряка-декабриста Батенькова. Другая комната пытается дать намек на прелесть домашней обстановки времён Пушкина и Карамзина.

Помимо образцов старинной мебели, интересные часы переданы музею жилподомкоммунотдела[8], любопытным пояснением являются снимки фотографий с редкости, ещё в 1912 г. ушедшей за границу игрушки-курьеза, так наз[ываемого] «домика Нащокина»[9]. П.В. Нащокин перешел в историю как друг Пушкина. Поэт часто останавливался в его домике в Москве. Нащокин был его секундантом в роковой дуэли[10]. Живя как типичный барин того времени, прокутив не одно состояние, Нащокин возымел чудаческую прихоть сохранить в точном игрушечном снимке обстановку своей жизни. Весь дом со всей обстановкой был скопирован в малом виде с точным соблюдением масштаба. За огромные деньги была изготовлена точная копия люстры, библиотеки, картин, свечей, посуды, даже чубуки у крышечных трубок были обкурены и снята копия со знаменитой шляпы «Боливар» Пушкина. Снимки с удивительной яркостью переносят нас в обстановку того времени.

В зале Востока находятся образцы главным образом китайского и японского искусства. Чрезвычайно художественны две статуэтки «сойотской» работы (сойоты – вымирающееплемя Урянхайского края на границе Монголии). Очень ценны с музейной точки зрения китайские вещи, представленные музею унаробразомгубвоенкомата и в особенности губпрофсовета (несколько китайских и фарфоровых ваз[11]).

В залах археологии, истории и этнографии хотелось представить развитие человека, начиная от древнейших эпох и кончая историческим временем. Представлена фауна древнейшего периода существования человека – палеолита: мамонт, остатки которого были раскопаны и привезены секцией со станции Юрга. Таблицами представлены орудия палеолита и очень хорошо подлинными образцами, собранными сотрудниками п[од]о[тдотдела] около станции Иштана, представлен поздний период существования человека. Устроено для наглядности неолитическое погребение.

Предметы бронзовых культур Сибири представлены типичными образцами минусинской  и обской культуры. Далее выставлен портрет Ермака, несколько грамот и хартий XVII и XVIII века. Художниками секции «Изо» изготовлены три больших панно по композициям Васнецова в Московском историческом музее, изображающие жизнь первобытных людей. Работа археологического п[од]от[дела] Томского губмузея несомненно призвана иметь далеко не местное значение. И, если следы эти будут стерты по нашей вине, целые страницы из жизни человечества останутся непрочтёнными.

Одна из комнат посвящена образцам художественного творчества революционного периода. Расширение этой комнаты в зале «революции», [в] которой были собраны документы революционной борьбы, портреты революционных деятелей и проч.,  зависит от того, как отзовутся на призыв музея учреждения и отдельные граждане. Если создание зала – вопрос средств, собирание материала может быть начато сейчас и тут все могут помочь. Даже простые вырезки из журналов могут иметь значение.

В заключение теперь, когда работа музея выходит на более широкую дорогу, нельзя не вспомнить о первых работниках,  которые годами вели работу охраны и собирания художественных памятников в тени и тиши чердачной комнаты п[од]от[дела] – о худ[ожниках] М.М. Берингове и ныне покойном А.Л. Шиловском.

 Томский музей кроме несомненного научного значения и значения как учебного пособия, имеет и воспитательное действенное значение. ЦЕНИТЕ КРАСОТУ. Её памятники в Республике стали общим достоянием. Учитесь смотреть на них. ИДИТЕ В МУЗЕЙ.

Губнаробраз оказывает музею самую горячую поддержку. Нужно надеяться, что сов[етские] учреждения Томска и частные граждане заинтересуются этим учреждением. В день открытия от лица, пожелавшего остаться неизвестным, в музей поступили ценные вышитые по черному шелку японские ширмы. Старейшим литографом Томска Н.К. Скулимовским[12] передано в музей отпечатанная им 30 лет тому назад литография худ[ожника] Кошкарева[13] для г. Томска; ещё раньше гр. Ивановым передана в дар новая кольчуга.

Музей будет открыт для посетителей по средам, четвергам и воскресеньям от 11–3 ч[асов], по вторникам и четвергам кроме того от 3–6 [часов].

 

АТОКМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 38. Л. 11 –11 об. Копия. Машинопись.

 

 

 

Открытие Томского краевого музея

[20 марта 1922 г.]

Вчера в скромной обстановке был отпразднован редкий в наш дни культурный праздник.

История Томска обогатилась ещё одной датой, а городские массы новым культурным учреждением.

19 марта открылся томский краевой музей.

Перед собравшейся на обозрение публикой зав. музея т. Тихомиров[14] сделал сообщение об истории развития этого культурного начинания. Тов. Мягков[15] в своём сообщении коснулся вообще истории развития музейного дела за границей и в России, а также подчеркнул то громадное значение, какое должен иметь музей в деле изучения этнографических, археологических древностей Томского края. Закрывая  импровизированное собрание председательствующий зав. губоно т. Тизанов в своём слове обрисовал значение Октябрьской революции и деле приближение культурных ценностей к массам.

Затем т. Тихомировым были демонстрированы художественные ценности, сосредоточенные в музее, а т. Мягковым были даны объяснения относительно предметов в исторической, археологической и этнографической комнатах музея.

Среди картин, имеющихся в музее, есть оригиналы Гуркина, работы художников Зеленевского, Полякова, Тихомирова и др.  Представлены главные направления русской живописи – от натурализма (хорошая копия репинской [картины] «Бурлаки»)[16] до  футуризма (ОскарЯнкус)[17]. Большую ценность представляет коллекция зарисовок старинных зданий города Томска, начатая по инициативе безвременно скончавшегося талантливого художника Шиловского  и в значительной степени состоящая из его работ.

Зал Революции обставлен слишком бедно[18]. Имеется всего лишь несколько фотографий, относящихся к революции, да коллекции проектов художественных плакатов и эскизов для революционных постановок. Между тем в распоряжении Фотокино имеется целая коллекция фото документов, относящихся к революции 1905 и 17 г., которую, несомненно, нужно было бы передать в распоряжении музея.

Собранные в археологической комнате предметы, относящиеся к палео- и неомету[19], составлены главным образом  благодаря раскопкам т. Мягкова, также как и предметы, помещённые в исторической комнате, доставленные им же. Хотя музей в настоящее время и не обладает ещё достаточным количеством древностей, чтобы стать наряду, напр. с Минусинским музеем, но несомненно, что всё же он представляет громадный шаг вперед в деле изучения Томского края.

Интересны комнаты, в которых восстановлена обстановка первых обитателей и строителей дома – купцов Асташевых[20]. Много ценных японских миниатюр сосредоточено в зале Востока.

Вообще музей производит отрадное впечатление. Видна любовь к делу со стороны персонала. И когда увидишь, что вся работа по открытию музея – перевозка вещей, их расстановка, развеска, уборка  помещения, и т.д., была выполнена в двухнедельный срок силами семи человек – остаётся только поблагодарить руководителей тт. Тихомирова и Мягкова и прочих работников музея, за их  самоотверженное отношение к интересам науки и народа.

Вечером в том же помещении т. Тихомировым был прочитан доклад, посвященный мученику [Парижской] Коммуны художнику Густаву Курбе. Снабженное большим количеством удачно подобранных диапозитивов, сообщение вызвало большой интерес среди присутствующих, осветив им личность художника и значение его творчества.

 Праздник закончился скромным банкетом, на котором за чашкой чая собравшиеся непринужденно беседовали между собой. Вечер оставил хорошее впечатление у всех присутствовавших и дал работникам музея то чувство взаимной моральной поддержки, которое является залогом успеха во всякой работе.

Книгоед

 Красное знамя.21 марта 1922 г.

 

 

[1] Текст был отпечатан на пишущей машинке, очевидно, не автором статьи: некоторые слова в тексте, по-видимому, вызвавшие затруднения при прочтении, пропущены, некоторые названия произведений искажены.

[2] Шатилов М.Б.  Исторический очерк и обзор Томского краевого музея // Труды Томского краевого музея. Томск, 1927. Т. 1. С. 6.

[3] Томский губернский отдел народного образования.

[4]Комитет государственных сооружений и общественных работ.

[5] Томский губернский совет народного хозяйства.

[6] Шиловский Андрей Леонидович (1887–1921) – художник-архитектор, в 1920–1921 годах работал в Томском губнаробразе: заведовал секцией, затем подотделом по делам музеев охраны памятников, с октября 1920 года – архитектурной секцией. Организовал зарисовки памятников архитектуры в Томске и его окрестностях. В мае 1921 года умер от чахотки, похоронен в Томске.

[7] Так в документе. Возможно, имеется в виду известная работа «Корона Катуни» .

[8] Жилищный подотдел отдела коммунального хозяйства.

[9] Ошибочные сведения.

[10] Секундантом А.С. Пушкина в последней дуэли был К.К. Данзас.

[11]  Так в документе.

[12]В тексте: Скулемовским.

[13] Очевидно, литографии художника П.М. Кошарова.

[14] Тихомиров Александр Нилович (1889-1869) – художник, искусствовед, заведующий Губернского комитета по делам музеев и охране памятников искусства и старины (Губмузей) – организации, продолжившей дело создания музея. Считается первым заведующим Томского краеведческого музея.

[15] Мягков Николай Михайлович – археолог, студент Томского университета, ученик В.Ф. Смолина; в 1920 году – агент-инструктор подотдела охраны памятников искусства и старины Томского губнаробраза, с января 1921 года заведовал археологической секцией подотдела охраны памятников искусства и старины Томского губнаробраза,  в июле-сентябре 1922 года – заведующий Томским краевым музеем. Внес большой вклад в формирование первых археологических коллекций будущего музея, первооткрыватель кулайской археологической культуры.

[16] Имеется в виду картина И. Репина «Бурлаки»

[17] В тексте: Оскарян  кус.

[18] В тексте: бедной.

[19]Т.е. к археологическим эпохам палеометалла (бронзовому веку), и неометалла (железному веку).

[20] Владельцы особняка золотопромышленники Асташевы принадлежали к дворянскому сословию и не были купцами.