В губернском университетском Томске на рубеже ХIХ–ХХ вв. было немало людей, мечтавших об открытии местного «храма муз», и частных коллекций, которые могли бы стать основанием для его фондов. Но все усилия томской общественности по его организации оказались неудачными.
Зима 1920 г. Еще несколько недель назад Томск был прифронтовым городом в братоубийственной войне. Однако именно в то лютое время вновь возникла идея создания музея. И эта работа не терпела отлагательств. Требовалось спасти хотя бы часть предметов искусства и старины, гибнущих, растворяющихся бесследно в вихре революции.
14 февраля 1920 г. особая комиссия из художников осмотрела покинутый хозяевами архиерейский дом. Этот ампирный особняк, ныне памятник архитектуры федерального значения, был построен в 1842 г. для золотопромышленника И.Д. Асташева. Участники осмотра были вдохновлены прекрасным обликом старинного здания и художественным убранством его интерьеров. «Всё это должно служить народу, здесь должен быть открыт музей!» – так решила комиссия. 14 февраля 1920 г. считается датой основания нашего учреждения.
Первоначально оно создавалось как музей «художественной старины и революции» и открыто было не сразу. До того момента два года велось комплектование начальных коллекций фондов. Этим занимались сотрудники томского наробраза – из секции по делам музеев и охраны памятников искусства и старины. Секция в мае 1920 г. была преобразована в подотдел, а в июле 1921 г. – в комитет, получивший название Губмузей. Среди основателей будущего «храма муз» были профессора томского университета Б.Л. Богаевский, Б.П. Денике, В.Ф. Смолин, студент-историк И.М. Мягков, архитектор А.Л. Шиловский, художники М.М. Берингов, А.Н. Тихомиров. Они по крупицам собирали разбросанные войной и революцией предметы, имевшие художественную и историческую ценность, проводили натурные обследования памятников, археологические раскопки…
19 марта 1922 г. – уже более 100 лет назад – для публики была открыта первая экспозиция новорождённого музея. Она состояла из 7–8 залов, в которых выставлялись палеонтологическая, археологическая, этнографическая, антикварной мебели и Восточная коллекции. Имелись также залы живописи и архитектурных зарисовок старинных зданий Томска[1].
Первым заведующим музея являлся Александр Нилович Тихомиров. Его сменил Иван Михайлович Мягков, а осенью 1922 г. – Михаил Ботифатьевич Шатилов. В это время учреждение приобрело название «Томский краевой музей»[2], краеведческая тематика легла в основу его деятельности. Причём понятие «край» первоначально охватывало едва ли не всю Сибирь.
Михаил Бонифатьевич Шатилов 12 лет возглавлял организацию. «Шатиловский период» стал одним из самых ярких в истории ТОКМ. Музей с небольшим штатом в 3–5 человек, работавших по совместительству, и несколькими десятками внештатных сотрудников, корреспондентов и практикантов являлся одним из авторитетных исследовательских учреждений края.
При музее действовали Совет Томского краевого музея (1924–1933), Общество Изучения Томского края (1925–1928), Общество по изучению художественного творчества Томского края (1925–1926), лингвистический, этнографический кружки, кружок любителей старины, помощь которому оказывал выдающийся просветитель П.И. Макушин. Краевой музей стал членом Общества изучения Сибири и её производительных сил.
Почти каждый год проводились экспедиции, материалами которых пополнялись фонды музея. Выходили в свет «Труды Томского краевого музея» с результатами проведенных исследований.
Экспозиция музея становилась разнообразнее и насыщенней. В 1930 г. она занимала 17 залов, имела художественный, естественнонаучный, историко-революционный, восточный, сельскохозяйственный, промышленный и антирелигиозный отделы. В естественнонаучном отделе в 1929 г. работал известный геолог Р.С. Ильин, составлявший карты почвенных зон Сибири[3]. В 1928 г. под руководством Н.А. Иваницкого, заведовавшего сельскохозяйственным отделом, при музее заложен питомник плодовых растений. Там велась работа по акклиматизации садовых, технических культур, выращивались лекарственные растения, действовала метеобудка. В 1929–1932 гг. центральные музеи России передали томскому музею часть своих экспонатов – художественный фарфор, работы живописцев, скульпторов. Собрание картин томского музея считалось одним из лучших в Сибири…
В 1925 г. в ведение музея была передана территория бывшей усадьбы Асташева – со всеми постройками и садом. Ныне – это памятник архитектуры федерального значения, единственная каменная усадьба Томска, сохранившаяся с середины XIX в.
Часть помещений музей сдавал в аренду с целью увеличения средств для своего развития[4]. Это облегчало положение, но не спасало от нарастающих финансовых проблем в условиях экономического кризиса. На многое учреждению хронически недоставало средств. Из-за бюрократических проволочек с денежными поступлениями в иные зимы выставочные залы стояли закрытыми: температура в них держалась почти как на улице. Разумеется, сохранению музейных предметов это отнюдь не способствовало.
Тени над музеем сгущались не только в финансовом плане. Государственные структуры всё жёстче сжимали в идеологических и бюрократических тисках музей, пытавшийся сохранить черты общественной, самодеятельной организации…
В 1933 г. М.Б. Шатилов был арестован по сфабрикованному обвинению в принадлежности к организации «Белогвардейский заговор» (расстрелян в 1937 г.)…
В 1933–1937 гг. деятельность музея оказалась во многом парализована из-за постоянной смены руководства, нестабильности коллектива, недостатка финансирования. Большая часть экспозиций была свернута, часть экспонатов безвозвратно утеряна. Лишь в конце 1930-х гг. ситуация стала постепенно выправляться.
Нелёгкими были военные годы. В августе 1941 г. музей для публики был закрыт. В его зданиях размещались Белоцерковское военное пехотное и Тульское оружейно-техническое училища. Большую часть мебели и картин передали в госпитали, театры и другие учреждения.
Но музейная работа продолжалась. Её организатором и исполнителем в одном лице являлась директор музея М.Ф. Елизарьева. Фондовое собрание пополнялось письмами с фронта героев-томичей, художественными рисунками М.М. Щеглова, приобретались материалы томской мастерской «Окна ТАСС». На предприятиях, в учебных заведениях экспонировалась передвижная выставка «Сибиряки на фронте и в тылу».
Примечательный сюжет из истории тылового Томска, связанный с музеем: в 1943 г. он принял на временное хранение более 1000 картин, вывезенных легендарным крымским музейщиком М.П. Крошицким из осажденного Севастополя.
В 1944 г. здание краеведческого музея освободилось от сторонних организаций, сотрудники занялись возвратом коллекций. Но часть предметов была утрачена навсегда. Трудности послевоенного времени, недостаток средств, капитальный ремонт здания задержали восстановление экспозиции до 1954 г.
В послевоенное время экспозиционная, научная деятельность музея возрождалась. Залогом этого стали профессионализм и энергия музейных сотрудников: Н.М. Петрова, Р.А. Ураева, И.М. Маркова, И.Т. Белимова, С.И. Осиповой, В.Д. Славнина и др.
Вновь создана и несколько раз обновлена постоянная экспозиция. К её оформлению привлекались лучшие художники Томска.
При учреждении работал музейно-краеведческий совет. В его состав входили видные учёные Томска.
В 1960-х гг. вышло несколько томов «Трудов Томского краеведческого музея».
Постоянно пополнялись музейные фонды. Именно тогда поступили материалы, связанные со знаменитым исследователем Азии Г.Н. Потаниным, видным деятелем томской музыкальной культуры М.И. Малометом, многими участниками Великой Отечественной войны, передовиками производства, томскими учёными. Выдающийся исследователь сибирских этносов А.П. Дульзон передавал в музей результаты своих археологических раскопок.
Сотрудники музея направлялись в экспедиции, выступали с лекциями в школах, различных организациях, на производстве, томском телевидении.
Из музейных фондов была выделена значительная часть коллекций, имеющих отношение к искусству. На их основе в 1982 г. был создан Томский областной художественный музей.
В 1963 г. к Томскому краеведческому музею были присоединены два филиала – Нарымский и Колпашевский. А через два десятка лет, в 1984 г., краеведческий музей получил статус центра музейного объединения, включившего в себя в качестве филиалов кроме названных ещё несколько музеев, расположенных на территории области[5].
Испытанием для учреждения стал затянувшийся капитальный ремонт музейного здания, продлившийся с 1984 г. более 10 лет.
Не имея собственных экспозиционных площадей, музей организовывал передвижные и стационарные выставки в залах Дворца творчества юных, Томского областного художественного музея, Томского высшего военного командного училища связи, музея г. Северска, в различных филиалах расширившегося музейного объединения и др.
В это время учреждение сосредоточилось на фондовой деятельности, систематизации и учёте коллекций. Проводилась их масштабная сверка, осуществлялся переход на иной тип хранения – не по экспозиционным темам, а по материалу предметов.
С 1994 г. на постоянной основе стали проводиться реставрационные работы с разными видами музейного достояния – был организован сектор реставрации. Многопрофильные реставрационные мастерские музея действуют и в настоящее время.
В 1990-е гг. научная и издательская деятельность музея сделала качественный рывок. «Мотором» этого движения явились директора музея Н.Я. Сергеева, Э.И. Черняк, а также археолог, заместитель директора по НИР Я.А. Яковлев, ставший организатором и редактором многих музейных изданий.
В 1994 г., спустя 30 лет, было возобновлено издание «Трудов» музея, с 1995 г. начали проводиться музейные конференции, получившие наименование – «Шатиловские чтения». В 1990-е – начале 2000-х гг. Я.А. Яковлев организовал издание научно-популярной серии «Земель» – сборников, посвящённых истории и природе отдельных районов Томской области: «Земля асиновская», «Земля парабельская», «Земля каргасокская» и др. В 2000-е гг. музей в содружестве с Томским госуниверситетом организовал несколько всероссийских конференций по вопросам музеологии и музейного дела.
В 1991 г. в музее появился первый компьютер, в 1998 г. создан отдел компьютеризации и автоматизации. В декабре 2001 г. открылся первый официальный сайт организации. Музей вступал в новую эпоху...
В 2005 г. завершилась реставрация зданий усадьбы И.Д. Асташева. В обновлённых залах разместились периодически сменяемые выставки, получившие признание зрителей.
Однако постоянная экспозиция так и не открылась, хотя её проект был уже готов. И не поставлена до сих пор – на это не были выделены средства.
Другая острая проблема, ставшая труднопреодолимым препятствием на пути развития музея – вопиющая теснота, недостаток помещений для приёма зрителей и более полновесного представления музейных коллекций.
Тем не менее, выставочная работа в настоящее время является ведущим направлением деятельности музея. Она имеет насыщенную и разнообразную афишу с разными категориями экспозиций: выставки долговременные и быстро сменяемые, стационарные и передвижные, виртуальные, одного предмета. Гастрольные маршруты ТОКМ пролегают не только в пределах Томской области, но достигают музеев в других сибирских областях и Москве (во время музейных всероссийских акций в столице).
В выставочную работу постепенно внедряются новые технологии: информационные киоски, другие мультимедиа, QR-коды, виртуальные 3D панорамы выставок, видео-гид для лиц с нарушением слуха и др. Вводятся новые практики и в фондовую деятельность: действует система КАМИС (с 2013), пополняется Госкаталог, ведётся оцифровка фондов. В 2018 г. стартовали онлайн-продажи билетов на посещение музея. 2023 г. позволил сделать рывок в техническом оснащении музея – в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры» ТОКМ приобрел новейшее оборудование, в том числе для своих отделов: интерактивный пол для Музея начала наук, лазерную проекционную систему с поддержкой Cтерео-3D для Планетария и др.
Залы ТОКМ нередко становятся перекрёстком музейного творчества с другими видами искусств – театральным, изобразительным (скетчинг) и …гастрономическим: по воскресеньям гости музея имеют возможность взбодриться с кружкой кофе в руках под беседу экскурсовода – так называемые «эспрессо-экскурсии».
Разнообразные культурно-образовательные программы, музейные праздники привлекают и маленьких, и взрослых, и особо желанного музейного посетителя – учащуюся в томских вузах и техникумах молодежь. С 2007 г. в ТОКМ проводится «Ночь в музее». Ноябрьская «Ночь искусств» (с 2013), январское «Святочное Новогодье» (с 2014) также вошли в музейные традиции.
Мероприятия проходят как в залах музея, так и в музейном саду. Нередко акции в садике становятся совместными с различными музыкальными, театральными, художественными коллективами города: августовские концерты Томской филармонии под открытым небом, джазовые фестивали и др.
ТОКМ – участник и победитель многих грантовых конкурсов. Только за последние 10 лет (с 2012 г.) музеем реализовано почти два десятка таких проектов. Самый успешный и многоплановый – «Сибиряки вольные и невольные». Одноимённая выставка, периодически обновляясь, выдержала уже несколько «переизданий» в залах ТОКМ и его удалённых отделах. А тематический интернет-ресурс, посвящённый переселениям в Сибирь и участникам этих процессов (сибирякионлайн), превратился в хранилище коллективной, родовой памяти многих земляков, публикуя семейные истории. Данный музейный сайт был признан лучшим медиаресурсом на Всероссийском конкурсе «Позитивный контекст – 2016». Особенно ценно то, что проект привлекает в музей новых его сторонников, соучастников работ, волонтёров.
Благодаря реализации грантовых проектов и целенаправленной политике музея, ТОКМ, его отделы обзавелись «гроздью» тематических сайтов и других интернет-площадок[6]. В них можно найти материалы по отдельным направлениям локальной истории, музейного дела, методикам исследовательской работы. Имеет музей и свой ютуб-канал, общается с поклонниками музея в соцсетях. Материалы ТОКМ представлены во Всемирной Паутине и на других виртуальных площадках – на платформе «Артефакт», на сайтах Томской областной библиотеки им. А.С. Пушкина, Научной библиотеки Томского государственного университета, Музея Победы, платформе izi.TRAVEL, библиотеки Конгресса США и др.
Томский областной краеведческий музей остаётся центром разветвлённого музейного объединения. Оно в настоящее время включает восемь удалённых отделов.
Три действуют в Томске:
Ещё пять отделов расположены в других местностях Томской области:
Упомянем также о библиотеке ТОКМ, специализирующейся в области краеведения и музейного дела. Интересен для исследователей и архив ТОКМ. Он содержит документы не только по истории учреждения, но и материалы по истории края с XVIII в. до наших дней.
В 2010 г. музею было присвоено имя одного из его основателей – Михаила Бонифатьевича Шатилова.
В 2019 г., согласно Постановлению Законодательной Думы Томской области, музей получил статус Центрального музея Томской области. Это явилось итогом многолетней методической работы ТОКМ, которая стремится включить в свой круг музейщиков разных учреждений: с 2010 г. регулярно проводятся курсы повышения квалификации музейных работников, приезжающих из разных мест Сибири; с 2020 г. курсы проводятся в дистанционном формате. Более 10 лет при ТОКМ действует методический семинар, двери которого открыты для всех коллег. Подспорьем для них также являются еженедельные информационные рассылки, посвященные обзорам музейной, культурной жизни региона и страны. Сотрудники ТОКМ являются авторами ряда методических пособий, выступают с лекциями по музееведческой проблематике на различных площадках города, области и за её пределами.
Томский областной краеведческий музей старается идти в ногу со временем, внедряя новые направления и форматы работы, стараясь повысить свою привлекательность и доступность. Миссия ТОКМ – опираясь на прошлое, быть современным, создавать культуру настоящего и будущего на основе сохранения, изучения и представления культурного наследия края.
[1] О первой экспозиции ТОКМ см.: К 95-летию Томского областного краеведческого музея. Открытие Томского краевого музея: «История Томска обогатилась ещё одной датой…» // Томский областной краеведческий музей им. М.Б. Шатилова: официальный сайт. 15 марта 2017; 16 марта 2017; 17 марта 2017; 20 марта 2017.
[2] В 1930-х гг. слово «краевой» в названии музея было заменено на «краеведческий».
[3] В 2002 г. на здании музея была установлена памятная доска в честь Р.С. Ильина.
[4] В 1930-е, 1990-е гг. музей лишился части строений, переданных областными органами власти другим организациям.
[5] В связи с этим музей более десяти лет именовался ТГОИАМ – Томский государственный объединенный историко-архитектурный музей (1984–1998).
[6] См., например, разделы официального сайта ТОКМ «Отделы музея», «Проекты», «Музей онлайн» и др.