О музее / К 100-летию со времени основания музея / Век back / Спорт, соревнования. Всевобуч

7 июня. Первый сибирский стадион

3 / 8

Спортивные соревнования на стадионе у Лагерного сада. Томск. [1920–1930-е годы] (из фондов ТОКМ)

Одно из радостных событий Томска в начале лета 1920 года – открытие «Первого сибирского спортивного стадиона».1 – Да, так утверждали участники событий, заядлые томские спортсмены: построенное сооружение, по их словам, было первым подобного рода не только в нашем городе, но и вообще за Уралом.2 Впрочем, это неудивительно, имея в виду дореволюционную славу Томска как спортивного лидера Сибири и сложившиеся местные традиции спортивных турниров.

Проект был составлен ни много ни мало «по образцу всех лучших русских и заграничных стадионов». «Энергичным распорядителем работ» на стройплощадке (а возможно, и проектировщиком) называли инженера Войцеховского. Площадкой для строительства стадиона был выбран Лагерный сад – традиционное место проведения состязаний. Территория Лагерного сада увеличивалась, а его большую часть должно было занять спортивное сооружение.

Основными работниками стали красноармейцы всех воинских частей и пехотных курсов, размещавшихся в городе. Почему так случилось? – Да потому, что первый стадион в Томске предназначался, прежде всего, для занятий по всеобщему обязательному обучению «воинскому искусству» (всеобучу). Всеобуч и спорт в советской стране в 1920–1930-е годы находились в теснейшей связке друг с другом.

К строительству стадиона приступили во время «первомайского субботника», состоявшегося в Томске 23 мая. Работа шла дружно. Ещё бы – рядом бодро звучали военные оркестры, поддавая работавшим энергии и праздничного настроения. Кто-то расчищал территорию, кто-то возводил трибуны. За эти несколько часов сделано до 60% необходимого по устройству стадиона.

Ещё один рывок осуществился 30 мая. – Для завершения сооружения-«мечты всех томских спортсменов» был объявлен первый в Томске гарнизонный субботник, в котором приняли участие абсолютно все красноармейские части города. Этот субботник прошёл в две смены, «в высшей степени удачно». Для ускорения работ проложили даже небольшую железнодорожную колею! И, конечно, снова играли военные оркестры…

«Всё внимание было сосредоточено на том, чтобы в этот день вчерне закончить дорожку, площадку и трибуны стадиона. Этот гарнизонный субботник был первым опытом большой коллективной работы гарнизона. Опыт оказался удачным. Вся намеченная работа была выполнена. 

С раннего утра по городу начали двигаться стройные колонны воинских частей с оркестрами музыки и революционными песнями. К 8 ½ час. все части, назначенные для работы в первую смену, были уже на месте. В течение получаса все красноармейцы получили инструменты и под звуки «Интернационала» приступили к работе, которая велась дружно, энергично. Казалось, что части устраивали соревнование между собой.

По земляной выемке были проложены рельсы, и заработали вагонетки. Где не хватало вагонеток, землю возили лошади частей гарнизона. Землю таскали и на носилках.

Ровно в 1 час дня работа первой партии была закончена, части построились в порядке и, сдав инструмент, вместе с новыми частями, пришедшими на смену, приняли участие в митинге-концерте, который продолжался два часа. С небольшими речами о значении субботника вообще, о настоящем субботнике в частности, и о борьбе рабочего класса со своими врагами выступали тт. Воробьёв, Назаров, Рассоленко, Лёвушкин и Атмакин. В концертном отделении приняли участие артисты гарнизонного клуба.

По окончании концерта части, работавшие с утра, разошлись по домам. Пришедшие на смену получили инструменты и ровно в 3 часа дня начали работу. Также дружно и весело шла работа.

Ровно в 7 часов вечера работа была закончена. Дорожка, площадка и трибуны стадиона были готовы. 31 мая на новой площадке уже происходили футбольные состязания, организованные всеобучем. Стадион готов вчерне; для окончательной его отделки необходима работа, главным образом, плотников».3

Осталось доделать ворота в Лагерный сад («спроектированные», красивые, в виде арки), боковые украшения трибун и ещё кое-какие плотничные работы.

Таким образом, первый томский (и сибирский?) стадион располагал беговыми дорожками, которые, видимо, также могли служить велотреками, футбольным полем, трибунами. Появились на нём и гимнастические снаряды (брусья, турникеты). Вскоре здесь же были устроены здание спортивного клуба, библиотека-читальня.

На стадионе, ещё не вполне завершённом постройкой, уже начали проходить занятия легкоатлетов, гимнастов, состязания томских футбольных команд (записалось таких 12).

Торжественное открытие стадиона было назначено на праздник всеобуча, широко отмечавшийся в Томске 13 июня.

________________________________________________________________________________________________________________

[1] Любопытно, что томские спортсмены 1920 года не посчитали в качестве стадиона томский ипподром, существовавший несколько десятилетий, хотя на его дорожках в 1910-е годы периодически устраивались спортивные состязания – имеются в виду не только скачки. Вероятно, на ипподроме, принадлежавшем Томскому обществу поощрения коннозаводства, томские любители других видов спорта не чувствовали себя полноправными хозяевами и/или испытывали недостаток специального оборудования.

[2] Знамя революции. 1920. 13 июня.

[3] Знамя революции. 1920. 2 июня.