О музее / К 100-летию со времени основания музея / Век back / История Томска, Сибири. Краеведение

27 апреля. Спасение

149 / 233

Баржа во время ледохода у берега Томи. Томск. 1930-е годы (из фондов ТОКМ)

Во время наводнения в апреле 1920 года в Томске произошёл инцидент, который едва не повлёк за собой гибель нескольких десятков людей, которые, очевидно, из-за недостатка квартир жили на баржах, зимовавших у города. Лишь самоотверженность спасателей помогла предотвратить трагедию. Вот как этой случай описывал современник.

«Утром 24 апреля штабом спасения от наводнения были получены сведения, что на противоположном берегу Томи, против городской скотобойни, находится снесённая ледоходом баржа с людьми. Тотчас же для спасения людей был послан на лодках отряд. За отсутствием опытных водников отряд не смог выполнить возложенную на них задачу. Тогда штаб спасения обратился за помощью в штаб Сибирской боевой флотилии, откуда и была послана команда моряков из 15 человек во главе с командиром порта тов. Охотниковым. Команда состояла из [12] моряков. <…> Со своей стороны штаб командировал тов. Озол1 и Штрауха.

Организованная таким образом команда спасения в 21 час. 24 апреля приступила к выполнению своей боевой задачи. Были снаряжены и нагружены продовольствием один баркас и четыре обласка, на которых команда в 22 часа поплыла к городской скотобойне. Быстрое течение и льдины затрудняли плаванье, и команда прибыла на городскую скотобойню лишь к 24 часам.

На городской скотобойне находились шесть рабочих, снабжённые достаточным количеством продовольствия. Из рассказов рабочих выяснилось, что на противоположном берегу реки находится затёртые льдом три баржи и один катер. Одна баржа «Вятка» зимовала на этом месте с осени прошлого года, две же баржи и катер были снесены сюда ледоходом с Соляного озера.

Пробиться ночью к баржам не представлялось возможным, и команда принуждена была переночевать на скотобойне.

В 5 часов утра 25 апреля, снаряжённая канатами и досками, переплыла на баркасе образовавшийся между берегом и массой льда маленький пролив, вступила на раздробленные груды льда и пешим порядком начала пробираться к баржам. Путь был труден, – приходилось перескакивать с льдины на льдину, а через большие полыньи перекидывать доски, в целях предупреждения катастрофы вся команда была связана друг с другом канатом. С большим трудом команда спасения добралась до баржи. Радость находящихся на барже была неописуема. На барже оказалось 40 мужчин, 5 женщин и 8 детей, из них 6 грудных. Все спасённые – служащие и рабочие водного транспорта. Из расспросов установлено, что спасённые раньше находились на разных баржах, когда же две баржи № 27 и № 527, получив пробоины, начали погружаться в воду, то люди с большой опасностью перебрались с них на уцелевшую баржу «Вятку», где и провели в страхе 2 суток. <…>

После небольшого отдыха команда спасения, взяв на руки детей, со спасёнными рабочими отправилась в обратный путь, который не был так благополучен, как первый: два товарища матроса из команды спасения провалились в воду, но тот час же были своими товарищами спасены. Прибыв на скотобойню, команда, взяв с собой 15 человек из числа спасённых, на баркасе и обласках возвратилась в город. Остальные спасённые и два промокнувшие тов. матросы <…> остались на скотобойне, где все находятся в полной безопасности, снабжённые в достаточной мере продовольствием.

За выполнение боевой задачи и за полную самоотверженность штаб по оказанию помощи от наводнения принёс команде спасения свою благодарность».2

 У берега Томи во время ледохода. Томск. 1930-е годы (из фондов ТОКМ)

_______________________________________________________________________________________________________________

[1]Озол Карл Иванович являлся, между прочим, одним из руководителем томских большевиком, был в 1920 году членом губбюро РКП(б).

[2]Знамя революции. 1920. 27 апреля.