О музее / К 100-летию со времени основания музея / Век back / Повседневный быт. История вещей. Мода

31 мая. «Белая» или «красная» свадьба?

53 / 105

Сельская свадьба. 1930-е годы (источник изображения: russian7.ru/post/svadba-po-russki-kak-provesti-obrya/)

 

«Отдел записи актов гражданского состояния при Томском уревкоме объявляет, что браки заключаются по вторникам, четвергам, пятницам с 12–14 ч.»

(Сибирский коммунист. 1920. 21 января)

«Молодые со значками, шарфами красными опоясаны, цветы в красном, гости с черёмухой, перевязанной красными ленточками, шафера-комсомольцы со всей волости понаехали». – Это свадебная процессия из произведения Николая Брыкина «Собачья свадьба». Рассказ был написан в 1925 году. Церемония бракосочетания проходила в сельсовете, вместо священника – председатель, призывающий к свадьбам «без венцов» и «свечей». Он берёт с жениха и невесты торжественную клятву «идти против церкви», отдавать своих детей в пионеры, учить их бороться за мировую революцию. После согласия молодожёнов, скреплённого их подписями, «красный брак» объявлялся заключённым.

В 1920 году в сельской советской глубинке такие свадьбы были, скорее, редкостью. Новый церемониал бракосочетания раньше стал популярным в пролетарской среде российских городов.

«Нынче новые права.

Не надо венчаться.

В исполкоме за столом

Только расписаться».

Такие частушки появились в фольклоре 1920-х годов.

Бракосочетание становилось не просто сугубо личным и семейным событием, а общественным торжеством. Такая церемония могла состояться и на заседании партячейки. Красное знамя, портрет Ленина, стол, покрытый красной тканью, товарищи-партийцы. В подарок – предметы первой необходимости для обустройства быта и революционные книжки.

В конце 1917 года Совет Народных Комиссаров принял «Декрет о гражданском браке, о детях и о введении книг актов состояния», а в 1918 году появился Семейный кодекс Российской Федерации. Так было положено начало гражданскому браку, регистрировавшемуся в государственных органах. Чтобы создать ячейку общества, молодожёнам теперь следовало отправиться в отдел записей браков и рождений при городской, районной, уездной или волостной земской управе. Впоследствии эту функцию стали выполнять отделы ЗАГСов (записи актов гражданского состояния).

В Томске подобный отдел был открыт в начале 1920 года при уревкоме. А вот до прихода Красной Армии, при колчаковской власти, браки в Томске заключались по-старому, по-церковному…

До принятия советских законов рождение новой семьи не только освящалось церковью, но и официально регистрировалось. В метрических книгах, которые велись в каждом приходе, делались соответствующие записи. С 1918 года из церквей стали изымать метрические книги и передавать их на хранение органам ЗАГС (в Томске такое стало происходить в 1920-м). Таким образом, старый порядок регулирования брачно-семейных отношений упразднялся. Теперь признавался действительным только светский брак, а церковь отстранялась от регистрации актов гражданского состояния.

Венчание не запрещалось, но и не приветствовалось. Строители светлого будущего должны быть атеистами! Однако все желающие могли пожениться ещё и по религиозному свадебному обряду, то есть обвенчаться. Вот и отправлялись некоторые молодожёны, будучи уже мужем и женой, в церковь. Зачастую так хотели родители и другие родственники молодых, следуя вековым традициям предков. Многие представители старшего поколения считали формальный брак постыдным сожительством.

«Старые» браки, заключённые в церкви до издания декрета, переоформления не требовали и признавались действительными.

Процедура вступления в брак значительно упрощалась. Достаточно было обоюдного согласия будущих супругов, которое они подтверждали своей подписью. Всё происходило одномоментно – волеизъявление молодожёнов и тут же оформление документов.1

Изменение законодательства в соответствии с изменением общественного уклада привело к обновлению обрядности свадебного торжества. В дореволюционной бытности в христианской традиции городская свадьба казалась немыслима без венчания, подвенечного платья и фаты невесты, обручальных колец. В 1920 году, несмотря на хозяйственные трудности военного времени, в некоторых семьях так и было. Но также случалось иначе, по-новому. Особенно упрощённая новизна захватила пролетарские слои населения, партийных, комсомольских, профсоюзных активистов. Предельно простой была так называемая «красная свадьба». Молодые наскоро расписывались, а затем устраивали скромные семейные посиделки. Вот ещё одна частушка в духе перемен:

«Мать венчать меня хотела

По старинке с кольцами.

По-другому вышло дело:

В клубе с комсомольцами.

Платья белого не надо,

И фата мне не нужна,

И в платочке я нарядна,

Комсомольская жена».

А ведь действительно, холод, голод, зараза и другие трудности, которые испытывали многие наши соотечественники в 1920 году, не только не располагали к пышным торжествам, изысканным туалетам, но и делали их невозможными для большей части населения. Невеста в белом платье, фате, украшенная флёрдоранжем, и жених в элегантном тёмном костюме, прибывшие в отдел ревкома расписаться, были в это тревожное время, скорее, исключением. «Белая» же свадьба выходцев из «бывших», как правило, по традиции начиналась венчанием. Хотя, в это время великого перелома всё могло смешаться. Одно было неизменно – жениться не перестали.

________________________________________________________________________________________________________________

[1]Чтобы пожениться, достаточно было достичь брачного возраста – 16 лет для женщин и 18 лет для мужчин. Нельзя было заключать браки с умалишёнными, с гражданами, уже состоящими в зарегистрированном и не расторгнутом браке, а также между родными братьями и сёстрами, между детьми и родителями, между бабушками, дедушками и внуками.

Общее руководство регистрацией актов гражданского состояния осуществлял Центральный отдел НКВД РСФСР.