Иконостас домовой церкви при Томском университете. Томск. Начало XX века (из фондов ТОКМ)
«Религия есть опиум народа. Религия – род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ, свои требования на сколько-нибудь достойную человека жизнь».
В.И. Ленин
Из этой ленинской цитаты явствует острое неприятие религии вождём русской революции. Но вопрос об отношении новой власти к приверженцам церкви непрост: оно со временем менялось. И если враждебность идейных русских коммунистов к религии была однозначна, то в реальной политике в 1920 году она выражалось более сдержанно, хотя и очевидно.
Что касается Томска, то тогда советская власть проявляла, даже подчёркивала, свою лояльность по отношению к верующим.
Например, в январе 1920 года военачальники частей Красной Армии, стоявших тогда в Томске, с торжественным оповещением через газету вернули общине верующих Троицкого кафедрального собора икону, Евангелие, священническое облачение, обнаруженные на одном из складов. Вещи туда попали якобы «из разграбленной церкви по распоряжению сибирского некоронованного разбойника Колчака и брошенное бандитами во главе с духовенством, которое постыдно бежало от своей паствы».1
17 марта томский уревком издал грозный приказ о поимке преступников, осквернивших (не исключено, с целью провокации) один из храмов в уезде.
«…совершено поругание над чувствами верующих православной религии, а именно: неизвестными из пределов алтаря совершенно выброшен престол и разрушен иконостас, что никоим образом не допустимо.
Советская власть, стоя на страже защиты интересов населения не только в имущественном, в охране личности, но и в религиозном отношении, никоим образом не допустит, чтобы отдельные тёмные личности позволяли себе наглые поступки, которые ведут к подрыву советской власти на местах, дают возможность клеветнически относиться к этой власти, распространять слухи, порочащие власть, и вести пропаганду в этом отношении».2
В революционном Томске праздновали и Рождество, и Пасху, которые входили в число официальных праздников наряду с новыми, советскими. Советская власть тогда ещё сильно нуждалась в поддержке или хотя бы в лояльности огромной массы верующих. Но предвестники грядущего «воинственного атеизма» проявлялись уже тогда, углубляя раскол в стране, и без того третий год охваченной гражданской войной.
Инструментом ограничения влияния «оппонента» на людские умы стал декрет Совета Народных Комиссаров (СНК) об отделении церкви от государства и школы от церкви, принятый в 1918 году. Преподавание вероучений в учебных заведениях было запрещено, собственность церкви объявлялась «народным достоянием».
В Томске в январе-феврале, с началом школьных занятий, из расписаний исчез закон божий. Под нажимом революционных властей и родителей из числа сторонников советской власти из классов были убраны иконы. Весной началась опись имущества приходских церквей с оглашённой целью – для передачи части его, предназначенной «для религиозных целей», религиозным общинам (но земляки весной 1920 года уже знали, чем может закончиться подобный «учёт»). И хотя власти пошли навстречу томскому епархиальному совету, отложив эту деятельность на время празднования Пасхи и выдав необходимые для служб «принадлежности», но в конце пасхальной недели инвентаризация возобновилась.
А 20 апреля, вскоре после священного праздника, приказом ревкома в городе были закрыты все домовые храмы. Требовалось передать описи их имущества властям. Верующим предоставлялось право возбудить ходатайство о возвращении им церковного имущества из упразднённых храмов.
Ректор Томского университета сделал попытку спасти университетскую церковь от закрытия. Он подал прошение в Томский губревком, но ему отказали на основании того же декрета «Об отделении церкви…», а также того, что храм находится внутри самого университетского здания и обособлен от его помещений «только внутренней перегородкой»…3
Но не это наступление на храмовое имущество стало главным предвестником будущих церковных гонений, а та непримиримая враждебность к церковнослужителям, как к «представителям эксплуататорских классов», носителям иной идеологии, как к альтернативной силе, влиявшей на умы соотечественников. И этот разлом, взаимная неприязнь большевистских властей и священнослужителей давала о себе знать на томской земле уже в 1920 году. Можно указать на гиперкритические и едкие по отношению к насельникам томских монастырей публикации в томской прессе или сообщение в том же «Знамени революции» о противостоянии местных революционных властей и священника в одном из селений Александровской волости Томского уезда.
«Наши отцы духовные продолжают своё гнусное дело, продолжают затемнять ум рабочего и крестьянина. Они ведут свою провокационную работу и с церковного амвона, и где только считают удобным. Под маской религиозных проповедей скрывается их провокационная работа.
Вот результат их работы. В с. Бороковском после говения крестьяне собрали сельский сход и сменили членов своего сельского ревкома, тов. Савиткина и Капранова, указав мотивами их увольнения недопущение говения в школе и неподачу лошадей причту. В пос. Ольгинском крестьяне также остались недовольны тем, что им не разрешили говеть в школе, а в с. Александровском многие отказались посылать своих детей в школу за изъятие преподавания закона божия.
Вообще, где побывали пастыри добрые в рясах, там веет реакцией, ибо крестьяне не вполне уясняют значение декрета об отделении церкви от государства, чем пользуются пастыри. …
Местная волостная коммунистическая ячейка, учитывая всё это, постановила вести решительную борьбу с наследием самодержавия – народной темнотой и пьянством… Волревком сделал постановление о занятии одной половины дома священника в селе Александровском под школу для третьей и четвёртой групп.
Товарищам Савиткину и Капранову выражена благодарность за твёрдое проведение в жизнь положений советской власти и предложено вступить в отправление своих обязанностей по должности членов бороковского сел. ревкома. Виновных же в явно контрреволюционных действиях решено привлекать к ответственности...»4
Пройдёт ещё несколько лет, и антицерковная, антирелигиозная кампания развернётся во всю ширь…
________________________________________________________________________________________________________________
[1] Сибирский коммунист 1920 год. 16 января.
[2] Знамя революции. 1920 год 19 марта.
[3] Знамя революции. 1920. 27 мая. Дополнительную информацию о церкви можно получить на одном из тематических музейных сайтов. Сайт «Старинные храмы томской земли» создан при поддержке Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива–2014–2015»..
[4] Знамя революции. 1920. 30 апреля.