О музее / К 100-летию со времени основания музея / Век back

5 июня. Изгнание оперетты

147 / 302

Актриса лёгкого жанра, танцовщица Е.К. Кузнецова. Томск. 1913 год (из фондов ТОКМ)

 

Чего-чего, а зрелищ в голодном, холодном, тифозном Томске 1920 года было предостаточно. Работали оставшиеся от былых времён значимые театры, сменяя названия, а со временем, как положено, и репертуар. Так, театр «Интимный» получил наименование «Театр музыкальной комедии»,1 кинематограф «Новый» – «им. Луначарского»,2 а театр в здании Народной бесплатной библиотеки – «Рабочий театр им. Карла Маркса».3

Как грибы после дождя множились клубы (2 красноармейских гарнизонных, рабочий, для работниц, общегородской РКСМ4, при профсоюзах и т.д.), а при них, как правило, создавались театральные коллективы. При таком массовом увлечении театром уровень постановок, очевидно, очень разнился.

Осмелились в Томске посягнуть и на высокое – оперу. Первая же постановка молодой (зато своей, томской) оперной студии, правда, подверглась жёсткой критике. Спектакль «Аскольдова могила»5 продолжался 4,5 часа, «благодаря убийственно медленному темпу и прямо-таки изнурительным антрактам» «оставил ощущение пустоты и скуки. Вокальная сторона оставила впечатление достаточно бледное».6 Впрочем, в рецензии, как и в последующих публикациях, неизменно выражалась надежда на будущие более удачные постановки и стремление граждан «к здоровой музыкальной пище».

Для улучшения дела музыкального театра отделом народного образования был направлен в Москву сотрудник для приглашения артистов в томскую оперу, открытие которой было намечено на осень.

А вот песенка томской оперетты весной 1920 года была спета. Сначала после смены власти, казалось бы, всё шло неплохо. Представления шли одно за другим. В моде была «венская оперетта»: произведения Штрауса, Кальмана, Легара – «Сильва», «Цыганский барон», «Цыганская любовь» – те, что и сейчас у нас на слуху, своего рода классика жанра. Ставились также русские оперетты («Хаджи-Мурат»,7 «Ночь любви»8) – немногочисленные, ныне, увы, практически забытые, но в своё время пользовавшиеся успехом. Труппа, видимо, обладала неплохими голосами, так как оперные постановки также входили в репертуар театра («Травиата», «Риголетто»). Высокую оценку получали артисты  Битовей, Чарская, Рокотов, Лапин и др. Сугубые похвалы неслись  в адрес хора труппы.

Местная газета писала:

«Труппа завоёвывает всё большую любовь публики. В постановке оперетт видно желание труппы избавиться от тех балаганных трюков, к которым когда-то почти во всех опереттах прибегали артисты в погоне за лёгким успехом …».

Но стремление избавиться от «балаганных трюков» томскую оперетту не спасло. Ещё до революции на этом жанре прочно закрепилось клеймо низкопробного зрелища, на которое регулярно обрушивались громы и молнии газетных критиков. В революционном Томске 1920 года с «клеймёными» не чинились, и критика была действенной. Оперетта популярна? – Тем хуже для неё: не дадим портить вкус трудовому народу.

Кажется, всё началось с приказа о репертуаре томских театров. Кто бы, вы думали, этим озаботился? – Главный местный воинский начальник(!), он же уездный военком и комендант города, уже знакомый нам легендарный товарищ Уралец.

3 марта

«Приказываю всем культпросветам, устраивая спектакли, обязательно ½ билетов раздавать рабочим и тт. красноармейцам бесплатно.

Пьесы ставить революционные или из серьёзной, поучительной, бытовой жизни, но ни в коем случае не ставить старые пьесы бессодержательного характера или выдвигающие аристократически-буржуазные взгляды на жизнь».

Вопрос непосредственно об оперетте, её низком художественном значении, всплыл спустя несколько недель. В мае в Томске состоялся первый пленум культурно-просветительного отдела совета профсоюзов при участии «сибинструктора нароба т. Кунгурова».9 Профсоюзные активисты выступили резко против намерения томского отдела народного образования взять оперетту на государственное содержание, поскольку «оперетта имеет отрицательное влияние в художественном воспитании». Вместо этого предлагалось создать хорошую драматическую студию и принять меры к приглашению в Томск оперы. Томский отдел народного образования последовал этому строгому наставлению.

Об окончательном решении судьбы томской оперетты оповестила газета:

«Выступавшая в Томске труппа оперетты уездным отделом народного образования по соглашению с отделом труда распущена. Хор и оркестр оперетты остаются на службе наробраза и будут соответствующим образом использованы. Часть артистов будет работать в драме».10

Так оперетта была изгнана из культурной жизни Томска. Но не из мировой культурной партитуры. Так что легковесные, но задорные, весёлые опереточные спектакли и в наше время имеют массу почитателей.

Куплеты из оперетты «Ночь любви» В. Валентинова (фрагмент). Исполнители Елена Забродина, Ольга Лозовая, Антон Олейников, Иван Корытов, Игорь Шумаев. 2017 год (источник: URL: vk.com/video226708246_456239319). Эта оперетта наряду с другими шла в Томске в 1920 году.

_______________________________________________________________________________________________________________

[1] В здании театра музыкальной комедии позже размещался кинотеатр им. Горького, который в последние годы своего существования делил территорию с частным театром «Интим», сейчас закрыт.

[2] Театр им. Луначарского – современный Театр юного зрителя (ТЮЗ).

[3] Рабочий театр им. Карла Маркса – в здании долгое время размещался кинотеатр им. А. Черных, в постперестроечные годы – торговые заведения.

[4] Российский коммунистический союз молодёжи.

[5] Написанная в 1835 году опера А.Н. Верстовского по одноимённому роману М.Н. Загоскина (он же автор либретто оперы).

[6] Знамя революции. 1920. 28 апреля.

[7] Сюжет оперы не имеет никакого отношения ни  к повести Льва Толстого, ни к историческому Хаджи-Мурату. «Опера-буфф», как первоначально значилась эта оперетта в афишах (1887), была написана композитором и гитаристом И. Декер-Шенком на либретто малоизвестного писателя З. Осетрова.

[8] Оперетта В. Валентинова (1910).

[9] Этот деятель омского Сибревкома отличился, между прочим, закрытием в томском университете юридического факультета.

[10] Знамя революции. 18 мая.