В январе 1920 года, несмотря на разруху, голод, холод, царившие в Томске, культурная жизнь била ключом. Собирались учёные общества, в томских театрах ставились спектакли, в Цирке давались ежедневные представления… «Искусство – народу» – главный девиз деятелей культуры той эпохи.
Этот девиз, очевидно, вдохновлял и устроителей первого в постколчаковском Томске симфонического концерта, состоявшегося 28 января в зале театра «Интимный». Зрительный зал представлял собою довольно необычное и пёстрое зрелище. Впервые вместе с записными ценителями музыки из интеллигенции собрались, как принято было говорить, представители широких масс трудящихся – их простонародный облик диковинно смотрелся рядом с фраками музыкантов. Особенно много было красноармейцев, именно им в первую очередь адресовалось выступление. Но при этом «даже изысканная публика столичных симфонических собраний могла бы позавидовать внимательности и серьёзности, с какими отнеслась к концерту аудитория».
За дирижёрским пультом стоял хорошо известный томским любителям музыки А.В. Буздыханов. Каждое произведение сопровождалось пояснениями другого любимца местной публики – капельмейстера М.И. Маломета. Программа была разнообразной. Были исполнены Первая симфония Калиникова, сюита Грига, первая часть скрипичного концерта Мендельсона и увертюра Литольфа «Робеспьер». Особенный ажиотаж в зале вызвала революционная увертюра: «Последняя, – как писал «Сибирский коммунист», – увлекла и исполнителей и получила шумное одобрение зала». Это всё говорит о настроении многих людей в то переломное время – людей, мечтавших об удивительной новой жизни, в которую им, казалось, вот-вот откроет двери революция. Успех концерта был полным. Удовольствию зрителей, кажется, не помешали ни небольшая сыгранность оркестра, ни его довольно скромный размер (не хватало музыкантов в деревянной, медной и ударной группах, отмечалась малочисленность альтов).
Особенностью концерта была и необычная плата за вход – вещами (бельём, табаком, мылом, книгами и т.п.). Это объяснялось тем, что с 25 января была объявлена «Неделя фронта», во время которой собирались пожертвования в пользу Красной Армии.
Литольф А. Симфоническая драма № 1 «Максимилиан Робеспьер» (Увертюра Робеспьера), опус 55. 1850–1852
(источник: ru235.iplayer.info/song/146217806/Anri_Litolf).
Первоначально увертюра называлась «Последний день террора». В первые годы советской власти это сочинение было популярным. В частности, это была одна из музыкальных композиций, сопровождавших премьеру фильма Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин»: она была исполнена оркестром Большого театра.
Вопрос викторины. По какому адресу в настоящее время располагается это здание и что в нём сейчас находится?
Версии ответов принимаются:
– в комментариях соцсетей
– или по музейной почте с пометкой в теме «1920 год»:
Сердечное спасибо Эдуарду Кондратьевичу Майданюку за предоставленные для поста материалы.