Приведём ещё один пример, каким образом решались хозяйственные проблемы в эпоху военного коммунизма. 23 апреля 1920 года томский уревком выпустил очередное обязательное постановление – о реквизиции перевозочных средств. Ввиду нехватки таковых у советских учреждений и предприятий предписывалось взять все транспортные средства на учёт, а затем, в случае если они не используются за отсутствием лошадей или по каким-то другим причинам, выкупить их у владельцев.
Обязательное постановление подробно перечисляет, какие именно перевозочные средства имеются в виду. Речь шла об экипажах, выездных тележках и коробках (грузовых и обыкновенных), пароконных и одноконных телегах, ассенизационных таратайках, колымагах и бочках, выездной и рабочей сбруе, сёдлах и так далее.
Сотрудники транспортно-материального отдела уревкома (трамота), согласно постановлению, должны были обойти чуть не весь город, посетив все лавки, мастерские, кузницы, щепной базар, толкучий рынок, чтобы выявить предписанное. На домкомы и домовладельцев также возлагалось дело учёта перевозочных средств, имеющихся у жителей подведомственной усадьбы. Учётчикам предлагалось заполнить специальный бланк и затем сдать его по указанным адресам – в транспортный, материальный отделы ревкома, в районные отделения милиции.
Ревком также налагал запрет на продажу в Томске и вывоз из города без письменного разрешения трамота всех перевозочных средств. Причём, ответственность за данное нарушение возлагалась не только на продавца, но и на покупателя, и даже на домком.
Цены на реквизируемые средства определяла особая оценочная комиссия. Реквизируемое имущество передавалось трамоту, а виновные в неисполнении постановления – суду революционного трибунала.