О музее / К 100-летию со времени основания музея / Век back

20 июня. Боготольские гончары

196 / 367

Кувшин. Автор: А. Золотарев. Томская губерния, Боготол; учебно-показательная гончарная мастерская. 1917 год (из фондов ТОКМ)

 

В 1920 году в селе Боготол Мариинского уезда Томской губернии была организована трудовая советская школа 2-ой ступени – общеобразовательная школа с политехническим уклоном, с приобщением учеников к производительному труду. Всё в ключе перемен, как предписывало «Положение об единой трудовой школе» 1918 года. «Изюминкой» школы было наличие в ней трёх отделений: керамического, столярного и переплётного. Что же способствовало такому устройству учебного заведения? Дело в том, что оно было организовано на базе уже существовавшего двухклассного училища и учебно-показательной гончарной мастерской.

Мастерская в Боготоле появилась ещё в 1912 году. Её созданию способствовали два обстоятельства. Во-первых, в 1910-х годах по стране и на территории Томской губернии активно создавались учебно-показательные мастерские, Так государство и администрация губернии заботились о развитии ремёсел, усовершенствовании ремесленных навыков, эстетического вкуса кустарей, распространении новых технологий. Во-вторых, в окрестностях села имелись значительные залежи качественных гончарных глин.

На верхнем этаже каменного корпуса гончарной мастерской размещались токарное, формовочное отделения и помещение для просушки изделий. На нижнем этаже был установлен горн для обжига. Занятия также проходили в расположенном рядом двухэтажном деревянном доме. Здесь же находился музей гончарных изделий.

Изначально в мастерскую набрали 9 учеников. Два года они обучались мастерству горшечников. Уже в 1913 году их изделия были представлены на Второй Всероссийской кустарной выставке в Петербурге. Небольшая коллекция изделий мастерской, осевшая в Томском краеведческом музее, говорит не только о старательности учеников, но и о поиске своего почерка, самобытности творчества. Так, в ряде изделий отчётливо видно желание отразить каким-то образом сибирские и, шире, азиатские орнаментальные мотивы.

На волне революционных преобразований в системе образования Боготольскую мастерскую с училищем преобразовали в специализированную общеобразовательную трудовую школу.

В 1920 году Народный комиссариат просвещения принял «Декларацию о профессионально-техническом образовании в РСФСР». За подготовку рабочей силы в стране отвечал Главный комитет профтехобразования (Главпрофобр). Согласно «Положению о профессионально-технических школах», утверждённому Главпрофобром накануне нового 1920–1921 учебного года, в стране создавались учебные заведения, дающие как общеобразовательные, так и специальные знания и умения в определённой области производства. Общеобразовательная трудовая и в то же время специализированная школа для детей с 14 лет как нельзя лучше отвечала такой установке.

В результате этого Боготольская школа ещё раз сменила свою вывеску и стала называться «Керамическая советская школа 2-й ступени». Учились в ней 4 года по окончании школы 1-й ступени. Занятия проходили в две смены. До обеда 4 урока по программе средней общеобразовательной школы, а после обеда 4 часа практических занятий в учебных мастерских. Ребята не только получали общее политехническое образование, но и постигали технологию керамического производства. И ученики, и преподаватели изготавливали посуду, вазы, статуэтки, телеграфные изоляторы. Продукция мастерской подлежала реализации.

Через некоторое время школу снова реорганизовали – в низшую профтехническую школу керамической специальности. А в 1922 году… закрыли! – Государством в приоритет было поставлено развитие крупного производства. На него и стало ориентироваться профессионально-техническое образование. «Кустарщина» же была не в почёте, мелкое ручное производство и сами мастера-ремесленники, чьи изделия сохраняли тепло души и отпечаток индивидуальности, оказались на обочине жизни.

А жаль…

Кофейный сервиз. Томская губерния, Боготол; учебно-показательная гончарная мастерская. 1912–1920 годы (из фондов ТОКМ)