О музее / К 100-летию со времени основания музея / Век back

18 сентября. Велосипеды для самокатчиков

106 / 367

Группа томских велосипедистов-гонщиков на ипподроме. Томск. 1910-е годы (из фондов ТОКМ)

 

Вы думаете, что лишь мужчины определённого возраста подлежали мобилизации в армию? Нет! Ещё лошади и …велосипеды.

В 1919 году приказом Совета обороны РСФСР от 1 августа объявлялась велосипедная мобилизация1. В 1920 году она также затронула губернии советской республики2 – «для увеличения передвижных средств армии».

В августе и сентябре 1920 года томские военные власти, следуя приказам вышестоящих, объявили мобилизацию велосипедов по городу и уезду. Одновременно подлежали сдаче «велосипедные части, принадлежности и инструменты».

Из велосипедов считались годными для мобилизации любые, кроме детских. Спортивные организации, испросив разрешение, могли оставить себе гоночные. Кроме того, предусматривалась возможность для советских учреждений, предприятий, рабочих (через профсоюзы) оставить себе стальных коней, если удастся доказать их необходимость. Или взамен мобилизованных получить со склада дамские либо те же гоночные (очевидно, менее пригодные для армии).

За «мобилизованные» велосипеды выдавалась владельцам денежная компенсация. Но у тех, кто уклонялся от их сдачи, транспорт конфисковался, а самих бывших владельцев грозили придать суду реввоентрибунала «за сокрытие военного имущества»3.

Зачем же нужны были велосипеды в армии? Не только для спортивных занятий в рамках армейского всеобуча. Главное – для обеспечения снаряжением особого рода войск – самокатчиков. Так в России называли воинов-велосипедистов.4

Лишь только велосипеды уверенно покатились по дорогам мира, их стали приспосабливать для нужд армий (в России с 1891 года).5И были по тем временам у бойцов на двух колёсах ряд преимуществ и перед пехотой, и перед конницей. Велосипедисты мобильны и бесшумны. Скорость их передвижения сопоставима с кавалерийской6, для них возможно проехать до 120 км за сутки. Могут какие-никакие грузы перевозить – поболее, чем пеший на себе унесёт. Кушать велосипед не просит, топлива ему тоже не нужно. В ремонте и использовании «неприхотлив». Научиться ездить – запросто7. Если препятствие – велосипед за спину – и вперёд8. Если сражение – велосипеды оставляли с небольшим охранением – и в бой. Были бы только хорошие дороги (или хотя бы плотный грунт, как в степи) да сухая погода…

Самокатчиков использовали в армии и в годы Первой мировой. Такие воинские формирования имелись у всех воюющих стран9. Бойцы на велосипедах были особенно хороши для использования в ударных группах и резервах.

«Основная особенность – возможность сковывать противника минимумом личного состава и маневрировать основными силами и средствами с целью нанести врагу как можно больше потерь. Велочасти могли неожиданно появляться с разных направлений, при наличии хороших дорог быстро перебрасывались с одного боевого участка на другой, от центра к флангу и наоборот. Особенно ценны были самокатчики при преследовании, подвижной обороне, маневрировании войск, нанесении внезапных ударов. Помимо чисто технических свойств, присущих самокатным частям, на их качество влияла и подготовка личного состава в спортивном отношении»10.

Внезапные фланговые удары вооружённых велосипедистов (в арсенале имелось даже что-то вроде тачанки), способность к быстрым и бесшумным перемещениям неоднократно способствовали успеху военных операций. – Например, в 1916 году на Румынском фронте русской армии, действовавшем против Австро-Венгрии.

В «окопную стадию» войны самокатчиков использовали более всего как связистов и разведчиков (единственно, было неудобство с доставкой пленных, потому их велосипедисты, как правило, не брали).

В годы Гражданской войны в России также использовались самокатчики. Белым поставляла велосипеды Антанта. Источником «поставок» для Красной Армии  являлось население (как в 1920 году в Томске).

Битва за Варшаву (12–25 августа 1920 года), в которой Красная Армия потерпела поражение, ещё раз показала преимущества самокатчиков в деле быстрой связи: варшавские велосипедисты, осуществляя коммуникацию между частями армии Пилсудского, во многом способствовали её успеху.

Военное руководство красных задумывалось об использовании велосипедистов в операциях против врангелевских войск...

Успешно использовались велосипедисты и в борьбе с «внутренним врагом» – например, при проведении чекистских облав. Позже, в 1920-е годы, при ГПУ действовал особый полк самокатчиков, принимавший, между прочим, участие в парадах на Красной площади…

…А ещё советские самокатчики защищали родину в Великую Отечественную войну…

Русский самокатчик. Российская империя. 1910-е годы (источник изображения

 

Самокатчики на параде. РСФСР, Москва. 1924 год (источник изображения)  _________________________________________________________________________________________________

[1] См. 1 августа. Постановление Совета Обороны о мобилизации велосипедов 

[2] Например, подобное мероприятие проводилось в Киевском и Харьковском военных округах по приказу руководства Юго-Западного фронта от 10 июля 1920 года на основании приказа Совета обороны РСФСР ещё от 1 августа 1919 года (https://vk.com/topic?act=browse_images&id=-160345549_15).

[3] Знамя революции.1920.7 августа; Знамя революции.1920. 26 сентября.

[4] Велосипед «сам катится», т.е. без лошади.

[5] Петракова В.Е. Физическая культура и спорт в русской армии в конце ХIХ столетия (http://lib.sportedu.ru/GetText.idc?TxtID=686).

[6] 8–12 км в час.

[7] Всего месяц отводился на обучение начинающим самокатчикам, хотя многим и того не требовалось – многие на них катались с детства, а то и были записными спортсменами.

[8] С этой целью изобрели складные велосипеды.

[9] В России сначала использовали для созданных самокатных рот привозные французские военные велосипеды, но с 1916 года на отечественных заводах стали производить собственные военные велосипеды (в частности, «Дукс боевой»).

[10] Олейников А. Самокатные части русской армии