Страница из «Советского букваря для взрослых». Томск. 1920 год (из фондов ТОКМ)
«В целях предоставления всему населению Республики возможности сознательного участия в политической жизни страны Совет Народных Комиссаров постановил:
1) Всё население Республики от 8 до 50 лет, не умеющее читать или писать, обязано обучаться грамоте…»
Из Декрета «О ликвидации безграмотности среди населения Российской Советской Социалистической республики». 1919 год
В 1920 году для претворения в жизнь Декрета о ликвидации безграмотности была учреждена ВЧК ликбез (Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности) во главе с А.В. Луначарским. Именно она руководила обучением неграмотных и малограмотных.
Для взрослого населения создавались школы грамоты, которые должны были научить элементарному – читать, писать, считать. Исходя из этого, в школе для взрослых неграмотных первоначально преподавали родной язык, начальную математику и …основы политической грамоты.
В 1920 году предметный ряд стал более широким. В программы включали русский язык, арифметику, природоведение, географию и обществоведение. Для сельских жителей дополнительно могли вводить садоводство и огородничество, для женщин – рукоделие. Единой программы и строго обозначенного срока обучения в таких школах в это время не было. Обучение в них могло продолжаться от одного до нескольких месяцев1.
Первая и главная книга для начинающего ученика – это букварь. Один из первых советских букварей для взрослых был выпущен в Томске в 1920 году. Он фактически был учебником по двум дисциплинам – по русскому языку и основам обществоведения. По своей структуре книжка сохранила традиции дореволюционных и даже самых первых русских букварей. Но и революционная эпоха наложила свой яркий отпечаток.
Начинался букварь 1920 года с алфавита. Однако из него уже исчезли буквы «i» (и), «ѣ» (ять), «ѳ» (фита), «ѵ» (ижица)2, буквы «ё» ещё не было, а «й» не следовало за «и», а стояло в самом конце.
После алфавита следовал раздел, посвящённый слого- и словообразованию, составлению простых предложений. Буквы, слоги и слова, составленные из них, сопровождались изображениями соответствующих предметов. Для наглядности и лучшего запоминания в учебнике использовался лексический ряд, наиболее близкий взрослым «школьникам». Например, «К» – коса, «П» – пашу, «Т» – топоры.
Во второй части букваря помещались тексты для чтения. Они имели просветительский смысл и были пронизаны советской идеологией. Просто и доходчиво в небольших текстикахвелась речь об этапах общественного развития, социальной структуре при капитализме и социализме, положении крестьянства в российской деревне и перспективах его дальнейшего бытия, о товарно-денежных отношениях. Все статьи можно было рассматривать как руководство к действию строителей светлого социалистического завтра.
Нашлось место в незамысловатой книжице и художественным произведениям, также незамысловатым, но несущим идею торжества социального равенства и борьбы за светлое будущее. Это антимонархическая и атеистическая сказка «Морока» и басня «Урожай» революционного поэта Демьяна Бедного.
Завершался же букварь революционным гимном – «Коммунистической Марсельезой», воспевающей путь борьбы и труда простого народа во имя мира свободы и справедливости:
«Мы – пожара всемирного знамя,
Молот, сбивший оковы с раба.
Коммунизм – наше красное знамя,
И священный наш лозунг – борьба.
Против гадов, охрипших от воя,
Пожиравших все наши труды,
Для последнего страшного боя
Мы сомкнём трудовые ряды»3.
Советский букварь для взрослых. Томск. 1920 год (из фондов ТОКМ)
Занятие в школе ликбеза. 1921 год (источник изображения)
______________________________________________________________________________________________________
[1] Петрова Я.И. Организация обучения взрослых в процессе ликвидации неграмотности в СССР в 1920–1930-х гг.
[2] Новое правописание определялось Декретом СНК 1917 года и Декретом о новой орфографии 1918 года.
[3] Бедный Д. Коммунистическая Марсельеза // Советский букварь для взрослых. Томск, 1920. С. 30.