Кому-то может показаться странным, но в Томске 1920 года, переживавшем тяжелейший в своей истории кризис, на одном из первых мест в текущей повестке дня стояли вопросы образования, школы. Имея это в виду, можно понять то значение, которое придавалось новой властью мастерским учебных пособий, чьи изделия способны были сделать учебный процесс более понятным и наглядным для детей и взрослых.
Вообще, тема наглядности в обучении была не нова. Этот принцип отстаивали представители передовой отечественной педагогики на протяжении, по крайней мере, полувека. Эти принципы приживались и в старой школе, так что в 1910-х годах в стране появились даже специализированные предприятия – мастерские учебных пособий существовали в Петербурге, Москве, Вятке… По инициативе группы преподавателей высших и средних учебных заведений весной 1917 года началось производство учебных пособий и в университетском Томске. В январе 1918-го дело взял под своё крыло Кустарный комитет Томской и Алтайской губерний, который значительно расширил производство и организовал специальные мастерские. Через год, после закрытия Комитета, мастерские перешли в ведение Томского земства, а после перемены власти – райсовнархоза.
Мастерские не только умудрялись действовать в условиях Гражданской войны, при нехватке материалов, сложностях с доставкой заказов, но и расширять производство, увеличивать число заказчиков. И при власти Колчака, и при ревкоме мастерские ставили амбициозную цель – удовлетворить своими изделиями нужды всей Сибири. И, по мнению руководства мастерских, в 1919 году эта цель уже начала осуществляться, так что даже был выпущен каталог с перечнем продукции.
Во главе мастерских стояли преподаватели высших и средних учебных заведений Томска, а также специалисты по отдельным отраслям знаний. К марту 1920 года это было уже значительное производство. На предприятии работало 192 человека, к изготовлению заказов привлекались также некоторые томские кустари. Мастерские состояли из ряда оборудованных специализированных цехов: столярного, механического, жестяного, специально-сборочного, малярного, муляжного, минералогического, ботанического, скелетного, чучельного, энтомологического и дошкольного воспитания. Кроме того, началась организация диапозитивного и картонажного производств, а в планах значилось создание стеклодувного, кузнечного, литейного, географического, этнографического цехов, а также по рисованию и лепке и другие.
В целях расширения производства мастерским была передана усадьба бывшей томской арестантской тюрьмы, расположенной в вузовском районе города.
Коллегия райсонархоза также планировала продолжить начатое дело расширения предприятия и превращения его во всесибирский центр изготовления учебных пособий.