Юлиан Фалат. Лось. 1920 год (источник изображения)
«Заяц и Лосёнок:
– Слушай, Лосёнок, ты Лось или Лосиха?
– Я, Заяц, и сам не знаю! Вот если рога к весне вырастут, – значит, я Лось, а если не вырастут, – значит, Лосиха. Приходи летом, разберёмся»
(Николай Сладков «Под шапкой невидимкой». 1968 год1)
Если вырастут рога у лосёнка и станет он лосем, то быть ему сохатым. Так называют лосей за развесистые лопатообразные рога, напоминающие по форме соху.
Лось – парнокопытное млекопитающее, самое крупное из семейства оленевых. Обитают животные в лесистых внетропических районах Европы и Азии. Очень широко распространены на территории России – от лесотундры на севере до лесостепи на юге, от лесных местностей на западе до Тихоокеанского побережья на востоке. Лесной обитатель, он не любит жару и частенько спасается от неё в речках и озёрах. Лось хорошо плавает и даже ныряет.
Летом прибрежные леса и перелески, гари, вырубки, луга и кустарники с богатой порослью лиственных деревьев, высокотравье – его излюбленные места отдыха и питания. Животные любят иван-чай, одуванчики, едят листья и молодые побеги ивы, крушины, берёзы, ясеня, рябины. В водоёмах они находят лакомства – водоросли и другие водные растения (рдесты). Зимой в рационе сохатого – молодые ветки и кора лиственных и хвойных деревьев, молодняк осины и сосны. В хвойных лесах и в водоёмах лоси спасаются от гнуса, прежде всего от оводов. Особенно берегут нос, пряча его в густую траву, кусты или опуская в воду2. Есть и другие враги у сохатого – медведи, волки, росомахи. А ещё – человек.
С древнейших времён люди охотились на этого крупного зверя. Основную ценность для них представляло мясо и прочная шкура. В тяжёлые годы гражданской войны лосятина тоже могла бы стать ценным подспорьем для нашего народа, помочь прокормить трудящихся, обуть красноармейцев! Но с начала ХХ века численность животных почти повсеместно начала стремительно сокращаться. В Сибири, например, после строительства Транссибирской железой дороги увеличилось число переселенцев, активизировалась охота. 1914–1919 – это годы чрезмерного промысла лося, что и привело к резкому сокращению вида с разрывом ареала его обитания3. Лось оказался на грани исчезновения.
Несмотря на чрезвычайную ситуацию в стране, голод и нищету множества россиян, советская власть проводила мероприятия по сохранению животных. С начала 1920 года по всей стране уже действовал запрет охоты на лося4. По Декрету об охоте учреждались «особые отряды для истребления хищных и вредных животных»5. Среди них были враги парнокопытных – волки.
В 1920–30-е годы постепенно восстанавливалась лесистая поросль на гарях и вырубках. В то же время за счёт увеличения численности населения и нового строительства сокращалась лесопокрытая площадь, формировались прорубки. Все эти меры и преобразования способствовали росту численности лосиного поголовья, восстановлению их ареала к 1940-м годам, миграциям и стремительному расселению на юг и на север6. Например, в Саратовской губернии прирост животных наблюдался уже в 1920 году7.
В этом же году произошло ещё одно обретение лося. Все, кто верят в мистический смысл происходящего, усмотрели бы в этом добрый знак. В селе Подгорном Чаинской волости Томской губернии местный крестьянин распахивал огород на склоне горы Кулайки8. В земле он обнаружил бронзовый скифский котёл с изображениями мифических существ и животных из бронзы и серебра. Большая часть этих фигурок являла изображения лося. Видимо, они были связаны с магией плодородия, бытовавшей у древних обитателей томской земли. Это были охотничьи племена эпохи раннего железного века (V в. до н.э. – V в. н.э.), и гора Кулайка являлась их культовым местом. Случайными или нет были эти находки, открывшие миру археологическую культуру кулайцев9, населявших обширную территорию Западной Сибири, но стимулом к новым исследованиям они стали. Не обделили вниманием и лося. Интересен он не только как один из основных мировоззренческих символов наших далёких предков, но прежде всего, как биологический вид. Сегодня трудно представить наши российские леса без доброго, милого, но строптивого исполина, получившего новую жизнь в 1920-м.
Лось в воде (источник изображения)
Лосиха с лосёнком. Зооморфное изображение. Кулайское культовое место. Ранний железный век. V век до н.э. – IV –V века н.э. Бронза, ажурное литье (из фондов ТОКМ).
__________________________________________________________________________________________________________
[1]Николай Иванович Сладков – русский и советский писатель. Родился в 1920 году. Благодаря судьбоносному знакомству с другим русским писателем и естествоиспытателем Виталием Бианки, пристрастился к наблюдениям за миром птиц и зверей. Написал более 60 книг о природе.
[2]Насекомые попадают в широкие ноздри лося. Личинки, отложенные в носоглотке или под кожей, паразитируя, могут доводить животное до гибели. См.: Черкасов А.А. Записки охотника Восточной Сибири // Государственное управление ресурсами. 2016. № 3–4. С.60).
[3] Лось в Западной Сибири: новые взгляды учёных на историю вида, на его будущее.
[4] 27 мая 1919 г. Постановление Совета Народных Комиссаров о сроках охоты и о праве на охотничье оружие // Известия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов. 1919. № 115. 29 мая. С. 1.
[5] 20 июля 1920 г. Декрет СНК об охоте // Известия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов. 1920 г. № 162. 24 июля. С. 1.
[6]Лось в Западной Сибири…
[8] Первые исследования кулайской культуры
[9]Кулайцы – предки самодийцев, угров, кетов, представители смешанной европеоидно-монголоидной расы.