Проекты / Музей кулайской культуры

О топоре как инструменте реализации миссии (или размышления о миссии сайта и миссии музея)

3 / 3

«Кабы не клин да не мох, так бы плотник издох».

Эта русская поговорка как нельзя более точно определяет ремесло плотника. В работе плотника важнейшие помощники - клин и мох, но самый главный инструмент, всё-таки, топор. Без него дом не срубишь. А изготовление этого инструмента требует сноровки и немалых усилий.

Но было бы лукавством утверждать, что топор, даже в умелых руках плотника, способен создать что-то дельное. Без плотницкой задумки, без представления о том, каким должен быть срубленный дом, как удобно будет в нём жить – работа плотника теряет всякий смысл. Другими словами, в голове плотника постоянно должна сидеть мысль о предназначении дома, о его «миссии». А что топор? Это лишь инструмент для реализации этой «миссии».   

Принцип взаимозависимости инструмента и миссии универсален. Не только для плотницкого ремесла, но и, как мы убеждаемся, для сайтостроения. Создавая сайт музея, хочешь-не хочешь, а вникать в предназначение сайта неминуемо придётся. Тем более, в предназначение сайта такого уникального музея, как Музей кулайской культуры…

Экспозиция Музея кулайской культуры

Казалось бы, сформулировать миссию сайта достаточно просто. И в конкурсной заявке на проект «Музей цивилизации на болотах» она обозначена. Во всяком случае, наша творческая группа предельно чётко сформулировала цель: сайт создаётся как инструмент для преодоления локальной замкнутости музея, для продвижения его в публичное пространство.

Постановка такой цели – вовсе не плод нашей неудержимой фантазии, а реальная потребность провинциального музея. Действительно, Музей кулайской культуры, хотя и обладает уникальными артефактами, но он, одновременно, «отягощён» ограниченными экспозиционными, исследовательскими и, наверное, самое главное, информационными возможностями. А это, в свою очередь, не позволяет сообществу «прикоснуться» к кулайскому культурному наследию. Да и музею это «отягощение» очень мешает в полной мере реализовать свой потенциал.

Логично? Вполне.

Но работа над проектом заставила рабочую группу значительно расширить «горизонт» своих представлений о миссии сайта и связать эти представления с таким понятием, как «миссия музея». Действительно, если сайт – это инструмент, то нужно понимать: чему этот инструмент служит! В этом смысле сайт, как инструмент, можно сравнить с топором, которым можно и дрова рубить, и чудо деревянного зодчества ваять, и выходить на разбойничью дорогу. Не правда ли важно, какая «миссия» сидит в голове у владельца топора? На какие свершения направит он свой инструмент? Кто он, этот «мастеровой»: дровосек, разбойник или плотник? 

Плотник.
Загорский Н.П.
х.м., 1877 г.

Толчком к размышлениям о миссии музея послужил вебинар по теме: «Стратегия продвижения музея» который проводила Анна Михайлова, эксперт в области социальных медиа, цифровых образовательных программ, лектор, аналитик управления музейно-туристского развития ГАУК «МОСГОРТУР». Предложение вебинара, организованного  Агентством социальной информации, специально адресовалось исполнителям проектов-победителей конкурса «Музейный гид» Благотворительного фонда В. Потанина. В том числе адресовалось и нашей творческой группе, работающей над реализацией проекта «Музей цивилизации на болотах».

Анна, в преддверии вебинара, предложила заполнить анкету про музей. На первый взгляд – анкету простенькую. Но, заполняя в анкете поле «Миссия музея. Расскажите, для чего существует ваш музей? Что делает его особенным, отличает от других?», вдруг обнаружилось, что наши нормативные документы (прежде всего – Устав организации) ответа на поставленные вопросы не дают.  

Действительно, в Уставе нашей организации словосочетание «миссия музея» не встречается. Что-то приближённое к этому понятию обозначается там как «предмет деятельности», то есть:

«Выполнение работ, оказание услуг в целях осуществления предусмотренных Законодательством РФ полномочий органов государственной власти Томской области в сфере культуры и образования».

 

На наш взгляд, такая трактовка миссии (если можно, конечно, назвать её миссией), изложенная в Уставе нашей организации, носит формальный характер. Не точнее ли будет изложить миссию музея следующим образом:

«Предоставление посетителям возможности для самоидентификации путём использования музейных ресурсов и, прежде всего, путём использования предметов-подлинников, извлечённых из среды бытования предметов и помещённых в экспозиционное пространство»?

Другими словами, предметы-подлинники (или комплексы таких предметов) предстают в экспозиции как некие «каналы коммуникации» (точнее – каналы проникновения посетителя в среду бытования предмета/предметов).

Наш музей отличает от других музеев, прежде всего, уникальность предметов-подлинников, извлечённых из географически-конкретной среды (территория современной Томской области). А, потому, исключительно ЭТИ предметы-подлинники уникальны и исключительно ЭТИ предметы-подлинники могут служить «каналами проникновения» посетителя в среду бытования предметов (культурно-историческую, географическую, политическую, социальную…). Другие же, не подлинные, предметы (например, копии, реплики, аналоги  и прочее) – обладают неимоверным риском искажать каналы и, значит, не годятся для удовлетворения потребности посетителя в самоидентификации.

В этой связи, к примеру, Музей кулайской культуры, по сути, обладает сверхмощным каналом проникновения посетителя в среду древней кулайской культуры. Этот канал – расположенная поблизости от музея гора Кулайка – сакральное место древних кулайцев.

Корректно сформулированная миссия, очевидно, помогает корректно же сформулировать цели и задачи музея. Поскольку миссия нуждается в системном подходе при её реализации, то этот посыл диктует следующую постановку цели и определение основных задач, без решения которых миссия не может быть реализована. 

Цель – музей как сформированная и динамично-развивающаяся устойчивая система, позволяющая эффективно осуществлять основные направления деятельности в области комплектования, учёта, хранения, изучения и публикации предметов культурного наследия.

Задачи:
- выявление культурных ценностей и комплектование музейных фондов;
- учёт, хранение, изучение и публикация музейных предметов и музейных коллекций;
- научная и образовательная деятельность.

А вот теперь, учитывая миссию музея, его цель и задачи, можно приниматься и за изготовление «топора». Чтобы было потом чем плотничать. А клин да мох – это в подмогу…

 

Ю.К. Рассамахин,

22.05.2018 г.