Проекты / Проект «Кавалер ордена Красной Звезды»

ЛИХТЕНШТЕЙН Рахмиэль Геселевич

4 / 42

Орден Красной Звезды № 136759

Родился 28 июля 1906 г. в еврейской семье губернского города Херсона, и уже поэтому закономерно получение им высшего образования.

В 1938 г. в звании инженер-лейтенанта начал службу в РККА.

К началу войны и в период блокады г. Ленинграда служил в Управлении военно-восстановительных работ (УВВР) Ленинградского фронта.

УВВР-2 было создано в 1942 г. для организации всех железнодорожных восстановительных и заградительных работ на Ленинградском фронте в условиях блокады и после прорыва блокады Ленинграда. Главные усилия этой структуры в 1942–1943 гг. были сосредоточены на обеспечении коммуникаций г. Ленинграда (включая знаменитую Дорогу жизни), их связь с железнодорожной сетью страны. Из наиболее крупных транспортных объектов периода блокады можно отметить:

– железнодорожная линия Войбокало – Коса протяжённостью 34 км, значительно увеличившая пропускную способность Дороги жизни (февраль 1942 г.);

– многокилометровые портовые сооружения на восточных и западных берегах Ладожского озера (к навигации 1942 г.);

– 43-километровая узкоколейная военно-полевая линия Жихарево – Жарок, улучшившая доставку грузов для 54-й армии (весна 1942 г.);

– 53-километровая железнодорожная линия Любытино – Неболчи, обеспечившая выход поездам с Октябрьской на Советскую железную дорогу (лето 1942 г.);

– паромная железнодорожная переправа через Ладогу (лето 1942 г.).

После прорыва Ленинградской блокады 19 января 1943 г. УВВР работало на объектах:

– железнодорожная линия Шлиссельбург – Поляны, по которой 7 февраля в Ленинград пришёл первый поезд;

– реконструкция 75-километровой железнодорожной линии Тихвин – Будогощь (1943 г.);

– восстановление железнодорожных участков на подходах к Ленинграду после бомбардировок и артобстрелов противника (1943 г.);

– восстановление железнодорожных направлений на Октябрьской и Эстонской железных дорогах, освобождаемых от противника в ходе наступательных операций (1944 г.).

И т.д.

Разумеется, исполнители столь важных работ, имевших решающее значение для обороны Ленинграда, не могли остаться без внимания и поощрения. К началу 1944 г. свыше 7300 военных железнодорожников УВВР были награждены орденами и медалями СССР, а И.Г. Зубков (генеральный директор пути и строительства 2-го ранга), Н.И. Наринян и А.Б. Шаталов получили звёзды Героев Социалистического Труда.

В этих списках оказался и Р.Г. Лихтенштейн. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1943 г.

«За образцовое выполнение заданий Правительства по снабжению г. Ленинграда и Ленинградской области»

он был награждён орденом Красной Звезды. Награду ему вручили 19 мая того же года в п. Комарово, куда совсем недавно нас энергично звал отдохнуть «на недельку до второго» певец И. Скляр.

Среди военных наград Рахмиэля Геселевича есть и две медали:

– «За оборону Ленинграда»;
– «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

Позже Р.Г. Лихтенштейн занимал должность главного инженера – начальника производственно-технического отдела «строительства № 42 НКПС» (железнодорожной линии Войбокало – Коса).

Закончил военную службу 29 июня 1955 г.

 

Я.А. Яковлев